Хеви-метал (и металлическая музыка вообще) – жанр очень театральный, уделяющий внешним эффектам не меньше внимания, чем собственно звучанию. Это, конечно, не арт-рок вроде ранних «Genesis» с их сложными перфомансами, но всё-таки чисто визуальной стороне дела в металле уделяется немалое внимание.
В общем-то, всё это касается не только металла: если не брать во внимание нарочитый аскетизм гаражного рока или там постпанка, то всё равно очень велик список жанров, в которых так или иначе используется эффект «Вау-вы-видели-что-он-сейчас-вытворял?!». Знаменитый грим участников «Kiss»; страхолюдные метаморфозы Мэрилина Мэнсона; выступления «Rammstein», которые на своих концертах едва ли головы друг другу не откручивают; да даже обычные панки с зелёными ирокезами и фонарём под глазом – хоть эти музыканты играют радикально разную музыку, но «Вау-эффект» от одного своего внешнего вида используют на полную катушку.
Особенно на этом поприще отличились глэм-рокеры, которые в семидесятых переживали свою лучшую, золотую эру. «Queen», «T.Rex», «New-York Dolls», молодой Боуи времён «Зигги Стардаста» - все они, выступающие в диких, фриковских костюмах, малюющие на лицах разноцветные звёзды и полосы, сооружающие на голове катастрофические начёсы, от которых поплохело бы Сергею Звереву, стали не просто знаковыми музыкантами – символами своей странной эпохи.
Органически связан с глэмом и шок-рок (он же хоррор-рок) – причём отнюдь не с музыкальной точки зрения: в плане музыки жанр представляет собой скорее традиционный хеви-метал. Строго говоря, шок-рок – это даже вообще не обозначение музыкального жанра, а, в первую очередь, чисто имиджевая «примочка»: если на страничке музыканта в «Википедии» написано «жанр: шок-рок» - готовьтесь к тому, что вас будут, мягко говоря, эпатировать. Как Оззи Осборн, который по легенде откусил на сцене голову летучей мыши.
При чём же здесь глэм-рок, который агрессивно-пугательным вроде бы не назовёшь? Во-первых, дело в самой эстетике, философии глэма. Название жанра происходит от слова «эффектный», а что может быть эффектней хоррор-рокеров в боевом облачении, скачущих по сцене и распевающих страшнейшие гимны про маньяков и людоедов?
Но это, казалось бы, ерунда: в конце концов, с этой точки зрения шок-року должна быть ближе готика. Тонкость немного в другом. В отличие от того же готик-жанра (уж не говоря про самые тёмные, терминальные ответвления металла), хоррор-рок в его лучших проявлениях всегда был, как и глэм, удивительно самоироничным. Если какой-нибудь дэт-метал всегда был стилем, извините, «на сложных щщах», то нарочитая условность, театральность шок-рока роднила его с надменным глэмом и давала возможность многим шок-рокером успешно двигаться на границах этих жанров. И одним из тех, кто вполне успешно умудрился оседлать двух этих лошадей разом, был Элис Купер – монстр и титан демонстративного шок-рока, вечным огнём полыхающий на рок-сцене уже без малого полвека – и не собирающийся затухать.
Элис Купер – он, конечно, и не Элис, и не Купер. Впрочем, учитывая места, где рос молодой музыкант и где он основал свою первую группу, неудивительно его стремление взять себе не слишком сложный псевдоним. Реднекам из аризонской глубинки было бы трудненько выговорить настоящее имя Купера – Винсент Дэймон Фурнье. За такое имя в местах, где юный Элис начинал выступать, могли и приласкать тракторной рессорой, особенно если принять во внимание сценический имидж музыканта и исполняемую им музыку – уже тогда вызывающую, провокативную, отчаянно смелую.
Правда, в начале своей карьеры Купер ещё не был тем королём сценического ужаса, каким стал позднее. Первый альбом группы (она для простоты именовалась так же – «Alice Cooper») вообще являл собой некую смесь гаражного рока и прогрессива. Неудивительно, что за продюсирование группы взялся великий Фрэнк Заппа, бывший большим поклонником подобных экспериментов.
Радикальная смена имиджа группы произошла позднее, благодаря случайному и анекдотичному событию, похожему на легенду про Оззи и летучую мышь: горячие фанаты бросили на сцену живую (будто бы) курицу, а Купер ничтоже сумняшеся выкинул её обратно. Тем не менее, после концерта сразу распространился слух – дескать, Купер откусил курице голову и выпил кровь. «А это идея!» - воскликнул Купер, ничего отрицать не стал, зато первые семена сценического террора были посеяны.
Фантастически долгая карьера Купера включала в себя всё – грандиозный взлёт вместе с группой, её распад, долгое прозябание в начале 80-х, наконец, новый пик популярности – уже в качестве сольного исполнителя. Хотя дискография Купера включает в себя уже без малого тридцать альбомов, никак не скажешь, слушая его последние вещи, что «старик исписался». У острохарактерных артистов всегда есть опасность со временем скатиться в
унылое самопародирование. Купер этого счастливо избежал – он всё ещё в
состоянии и напугать вас, и отлично развлечь.
5 октября, 19:00
СК Юбилейный
пр. Добролюбова, 18 (м. Спортивная)
(812) 702-36-22, 498-60-33
|