Говорить про русский рок, что он, дескать, плох и отстал – это значит демонстрировать сильную поспешность в суждениях. Конечно, есть в нём группы, на которые при первом же прослушивании хочется, выражаясь словами киношного Чапаева, «наплевать и забыть». С другой стороны, если взять весь громадный массив западного рока, то таких групп и там будет предостаточно (а чисто статистически – просто на несколько порядков больше).
Так что, если сразу условиться не вешать ярлыки и не считать шлаковые группы характерным для русского рока явлением, то в вину жанру можно будет поставить не столь уж многое. А из серьёзных, знаковых вещей – ещё того меньше. Например, слабое, как бы сказать точнее, видовое разнообразие.
Это может звучать как истеричный всхлип заевшегося меломана, но такова суровая правда жизни: весьма немаленькая часть русского рока – это, гм, очень такой типичный русский рок, однообразный, декларативный, неизобретательный ни в музыкальном, ни в имиджевом плане, прямой и простой как портянка. Что самое забавное, всё вышеперечисленное недостатками на самом деле не является: это просто отличительные особенности жанра, приём далеко не всего, а лишь некоторой его части.
Но, как бы то ни было, а признать нужно: стилевой разнообразности нашему року и впрямь недостаёт. Да не следует даже это как-то особым образом доказывать: ведь не существует же такого жанра как «американский рок», например – он непременно разделяется на десятки, если не сотни видов и подвидов. А вот у нас русский рок – это нечто цельное и монолитное, жанр, который определяется не только музыкальными особенностями, сколько географической принадлежностью.
Особенно тяжко у нас с таким сверхпопулярным во всём мире направлении как «готик-рок». Конечно, столь большое его признание – во многом отражение его аудитории: подростки, едва вышедшие из детского возраста, которых очень привлекают чёрные одеяния, выбеленные лица и мрачнейшие тексты про вампиров и призраков сожжённых на костре колдунов, которые возвращаются для страшной мести. Конечно, из-за этого жанр иногда скатывался в натуральную вампуку, но, с другой стороны, давал и образчики настоящего высокого готического трагизма: такие исполнители как «Bauhaus» или даже Ник Кейв в некоторых своих итерациях демонстрировали музыку такого уровня, какой уже смело можно называть выдающимся.
Главной группой большого масштаба, которая исполняет у нас готик-рок, долгие годы был и остаётся коллектив Эдмунда Шклярского «Пикник». Нет, ну конечно, есть ещё, скажем, почившая в бозе «Агата Кристи» с их весьма мрачно-декадентским имиджем. Но с «Агатой» ситуация примерно такая же, как и с их духовными отцами из «The Cure» - то есть их музыку легко можно классифицировать, например, как постпанк (каковым она и является). «Пикник» же много лет играет именно чистейший готик-рок в почти эталонном виде.
Группа как таковая ведёт свою историю с 1978-го, но по-настоящему «Пикник» в своём современном виде зародился только три года спустя – когда в неё на роль вокалиста пришёл и сразу прочно утвердился «сын польскоподданного», обладатель весьма выразительной наружности и ещё более своеобразного вокала Эдмунд Шклярский. Как это обычно и бывает, первый альбом группы «Дым» был ещё крайне далёк и от готик-рока, и вообще от какой-либо концептуальности. Это была проба пера, но проба удачная – во всяком случае, она достаточно чётко демонстрировала, куда и зачем намеревается двигаться молодой коллектив.
Второй альбом, коротенький, в общем-то, «Танец волка», которые едва-едва укладывался в рамки стандартного лонг-плея, уже явил эту самую концептуальность в полном объёме. Это уже был полноценный, форматный готик-альбом со всеми присущими жанру признаками – фактически первое появлении готических мотивов в советской рок-музыке. Учитывая, что западная готик-волна в Союзе была известна, мягко говоря, слабо, музыканты «Пикника» до всего доходили собственным умом, что делает плод их трудов ещё более весомым и значимым.
Что любопытно, в тот самый период, когда записывался «Танец волка», группа пребывала в состоянии полураспада, и за её будущее ни один из её участников не мог поручиться. В общем-то и участников этих на тот момент в «Пикнике» оставалось всего двое: неизменный Шклярский и гитарист Александр Савельев. Успех «Танца» позволил, однако, говорить о будущем группы с большим, совсем не готическим, оптимизмом. И альбом 86-го года «Иероглиф», записанный уже полноценным составом, доказал, что готический рок даже на косной советской рок-сцене может прижиться «на ура» - лишь бы его создавали талантливые люди.
«Пикник», несмотря на солидный тридцатилетний возраст, чувствует себя преотлично и распадаться не собирается. В мае музыканты завершили тур «Певец декаданса» - и сразу же начали подготовку к новому, «Азбука Морзе». Именно эту программу «Пикник» и представит а концерте в БКЗ «Октябрьский».
5 октября, 19:00
Концертный зал Октябрьский
Лиговский просп., 6 (м. Площадь Восстания)
(812) 275-13-00, 275-13-11, 275-12-73
|