Российская альтернативная рок-сцена — это довольно странное явление, потому что она как мёд в «Винни-Пухе», странный предмет, который вроде и есть, а вроде его и нет. На Западе термин «альтернативная музыка» уже устоялся и пусть и имеет несколько размытое толкование, но, по крайней мере, вопросов вроде «а что это такое» не вызывает.
У нас же ситуация несколько сложней. Альтернативная музыка? «А что это такое?» Стоит в разговоре с кем-нибудь затронуть эту тему — и посыплется град вопросов: «Направление? Какое направление? А что значит «альтернативная»? Альтернативная чему? А какие группы её играют?». И всё остальное в том же духе.
Действительно, вопросов больше, чем ответов. Поэтому у нас в раздел «альтернативы» обычно пихали всё, что хоть как-то отличалось от «обычного рока» – от «Звуков Му» до таких групп, чьи названия любой уважающий себя человек произносить-то брезговал, не то что слушать их «музыку». Учитывая, что большинству музыкантов, представляющих «жанр», было по большому счёту наплевать на то, как и куда там их относят – ничего странного нет в том, что очень долго он были именно «жанром» в кавычках, и всерьёз к нему никто не относился.
Некоторые подвижки произошли у нас на рубеже тысячелетий — когда на Западе под альтернативой довольно плотно понимался ню-метал, рэп-кор и его производные. Наши музыканты, играющие в этих направлениях, прекрасно поняли, что наступает судьбоносное для российской альтернативы время. Это уже намного позже, в середине «нулевых», для неё придумали обидное и сразу же прижившееся определение, привести которое здесь не представляется возможным по этическим причинам. Да и 'то определение скорее относится к расплодившимся низкосортным группам, которые с настоящей альтернативой имели только парочку схожих атрибутов.
Годах же в 1999-2001 всё было по-другому. Отечественный хип-хоп как таковой тогда был далёк от мейнстрима — нашему человеку 90-х рок был всё-таки как-то ближе и родней. Поэтому и большей популярностью пользовались не «чистые» рэп-команды, а именно те, что исполняли экзотичную смесь рэпа с тяжёлыми гитарными риффами. А успех таких знатных западных альтернативщиков, как «Korn», «Limp Bizkit» и «Papa Roach», только укреплял наших мастеров гитарного хука и жёсткой рэповой чистки в стремлении развивать именно этот стиль. Дельфин, «I.F.K.», многие другие исполнители прославились как раз на этом поле.
Одной из таких групп была и культовая питерская команда с ёмким названием «Кирпичи», ведомая дерзким ироничным вокалистом с ещё более ёмким именем Вася Васин (кстати говоря, многие полагают, что это псевдоним, но это не так). Собственно, Вася Васин — единственный человек, кто остаётся в группе на протяжении уже почти двадцати лет и покидать её совершенно не планирует.
Васин не скрывает, что в числе ранних ориентиров у него были легендарные «Red Hot Chili Peppers» – и это по первым альбомам группы чувствуется явно. Задиристые саркастичные тексты, прифанкованный ритм, способность когда нужно «раскачать», а когда нужно — утяжелить музыку – всё это сближало группу с такими корифеями как «RHCP», «Faith no more» или «Beastie Boys».
Конечно, это не было в чистом виде рэп-кором – потому что и сам рэп-кор в те годы был только в зародыше, что у нас, что на Западе. Но свою колею группа уже нашла и встала в неё прочно. А поскольку Вася Васин сотоварищи был чуть ли не главным пионером жанра в России — то и популярность его «Кирпичи» снискали весьма быстро. Чего уж там — ну кто кроме продвинутых меломанов знал у нас в те годы про «Faith no more»? А Вася — вот он, рядышком, свой, играет жёсткую западную музыку и призывает рассказать реальную байку братве.
С этой самой «Байкой» (первым хитом группы, её визитной карточкой) связана, кстати, анекдотическая история. Изначально группа носила пафосное название на английском «Bricks are heavy» («Кирпичи тяжелы»; именно так назывался первый альбом). Англоязычными были и тексты — в том числе и песня «Biker». Однако позже Васин решил переориентироваться и петь на русском языке — но пресловутый «Байкер» так круто звучал и так здорово ложился в припев, что его ничтоже сумняшеся переделали в «Байку».
Вообще, что всегда отличало «Кирпичей» от многих напыщенным, изнемогающих под грузом собственного пафоса русских рэпперов – так это потрясающие самоирония и чувство юмора, которыми были проникнуты их тексты начиная с самого первого альбома. Это не был в чистом виде камеди-рок, как у «Несчастного случая», или жестокое глумление над всем и вся, как у группы «Н.О.М.» – скорее едкие сатирические зарисовки о жизни в 90-е.
Что характерно, когда эти самые 90-е кончились, никакой кризис идентичности группу не постиг — ну и впрямь, какой кризис идентичности может быть у КИРПИЧЕЙ? Петь про «нулыевые» оказалось ещё интересней — и слушать эти песни, соответственно, тоже. В двухтысячных «Кирпичи» стабильно пишут по альбому в год, а их последняя пластинка, «Summertime!», вышла в свет меньше полугода назад. Так что «Кирпичи» по-прежнему тяжелы, Васин — так же бескомпромиссен, а их музыка — так же «качает», как и в хмуром 1996-м году.
5 января 2014, 20:00
Клуб Зал ожидания
наб. Обводного канала, 118, ТРК «Варшавский экспресс», (м. Балтийская, Фрунзенская)
(812) 333-10-68, 777-05-05
|