Шесть сюит для виолончели соло занимают в творчестве выдающегося немецкого представителя эпохи барокко И.С. Баха относительно небольшое место, однако, их роль в формировании жанра инструментального цикла весьма значима. Ни до, ни после Баха никто из композиторов не сумел создать в этом жанре ничего, приближающегося по художественному совершенству к данному уникальному циклу. По словам выдающегося отечественного исполнителя Д. Шафрана, изучение баховских сюит «начинается у каждого музыканта с детства и продолжается до конца жизни». Отличающую жанр сюиты обычную последовательность танцев, характерных для баховской эпохи, композитор превращает в единое по художественному замыслу сочинение, где Прелюдия, Аллеманда и Куранта создают завязку действия, Сарабанда выступает его лирическим центром, Гавот I и Гавот II — это жанровые сценки, а Жига становится финалом, обобщающим весь цикл. В то же время каждая из частей – яркая, самостоятельная пьеса, которую исполнители часто включают в концертные программы. Сюита № 6 является одной из самых известных, и исполнение двух пьес — Прелюдии и Сарабанды — демонстрируют жанровое и образное богатство баховского инструментального стиля.
Немецкий композитор Роберт Шуман принадлежит к числу самых выдающихся представителей музыкального романтизма первой половины XIX века. Автор многих инструментальных и вокальных сочинений, он открыл новое направление в истории европейской музыки. П.И.Чайковский писал об искусстве своего времени: «Можно с уверенностью сказать, что музыка второй половины века составит в будущей истории искусства период, который грядущие поколения назовут шумановским». Среди многочисленных сочинений немецкого композитора есть и произведения для духовых инструментов, в полной мере отражающие новаторский стиль Шумана. «Три фантастические пьесы» были написаны им для кларнета и фортепиано, но предполагали также исполнение для скрипки или виолончели; в дальнейшем же они были обработаны для других инструментов. Три пьесы, каждой из которой автором предпослано указание на определенный характер, передают три «фантастических» состояния, переходящие одно в другое: 1. «Нежно и с выражением». 2. «С живостью, легко». 3. «Скоро и с огнем».
В середине 1930-х годов Д. Д. Шостакович активно работает в области инструментальной музыки, создавая сочинения разных жанров, каждое из которых открывает новые грани его удивительного таланта. Среди произведений выделяется Соната для виолончели и фортепиано ор. 40, созданная в 1934 году, любимая не только исполнителями и слушателями, но и отмечаемая самим композитором, как один из лучших его камерно-инструментальных опусов. По традиции тех лет Шостакович опубликовал в одном из номеров «Красной газеты» за 1934 год свой «Творческий отчет», в котором писал о новом сочинении: «В отношении “чистоты языка” мне представляется некоторым достижением виолончельная соната. Надо категорически провести грань между простотой и упрощенчеством. Нечего греха таить — иной раз понятие простоты подменяется упрощенчеством. Музыкальный язык приобретает ясность и выразительность не только в силу необыкновенной “благозвучности” сочетаний, но прежде всего оттого, что автор данного произведения отчетливо и глубоко ставит перед собой идейные и эмоциональные задачи».
«Классичность», «благозвучие», «ясность музыкального языка» действительно стали отличительными чертами Виолончельной сонаты, единственной в творчестве композитора. Четырехчастный, близкий к романтическому, цикл (1. Allegro non troppo. 2. Allegro. 3. Largo. 4. Allegro) раскрывает сугубо личные, почти исповедальные настроения автора в разных их проявлениях — от сосредоточенного размышления до шутливости и непосредственности. Соната богата яркими, выразительными мелодиями, которые обращают на себя внимание в каждой из частей, а прекрасная тема побочной партии в первой части вообще считается одной из самых красивых лирических мелодий Шостаковича. Светлая по настроению, лишенная трагичных оттенков, Соната словно раскрывает истинный облик 28-летнего композитора.
В творчестве известного итальянского композитора XVIII века Луиджи Боккерини виолончель играла особую роль: уже с 13 лет он выступал с сольными концертами, заслужив славу выдающегося виолончелиста-виртуоза. Впоследствии, став авторитетным композитором, автором многих произведений в различных жанрах (сохранились его оратории, кантаты, мессы, оперы), он постоянно обращался к любимому инструменту, написав для него ряд ярких сочинений, входящих и в наши дни в репертуар исполнителей. Представитель итальянской инструментальной школы, Боккерини неизменно сохранял ее черты, в первую очередь, особенности «галантного стиля». Его Соната для виолончели и фортепиано Ля мажор, входящая в состав сборника из 6 сонат, представляет собой образец ранней сонаты. Три части соотносятся между собой по принципу «медленно-быстро-медленно». Выразительная первая часть (Adagio) c характерными инструментальными украшениями сменяется активной второй частью (Allegro), завершаясь финалом (Affettuoso), который, раскрывая значение термина, действительно звучит «очень нежно, страстно, порывисто».
Пауль Хиндемит — одна из самых крупных фигур немецкой и мировой музыки ХХ века, автор новаторских сочинений разных жанров, среди которых значительное место отведено сонате. Композитор создает произведения для разных инструментов и составов, в каждом случае открывая новые инструментальные формы. Соната для виолончели соло была написана Хиндемитом в 1923 году (в это время композитор был сосредоточен на камерных сочинениях) и посвящена исполнителю Морицу Франку.
Композитор выходит за рамки обычного последования частей, создавая Сонату как пятичастную композицию, близкую драматической сюите: 1. Lebhaft, sehr markiert (Оживленно, очень подчеркнуто). 2. Mäßig schnell, Gemächlich (Умеренно быстро, не спеша). 3. Langsam (Медленно). 4. Lebhafte Viertel (Оживленные четверти). 5. Mäßig schnell (Умеренно быстро).
Крупнейший современный эстонский композитор Арво Пярт принадлежит к числу наиболее интересных национальных музыкантов, значение которого давно уже перешагнуло границы его Родины (в 1980 году Пярт эмигрировал из СССР). В середине 1970-х годов в творчестве композитора утвердился новый стиль, который он сам назвал tintinnabuli (лат.
колокольчики) и охарактеризовал как «бегство в добровольную бедность». В этом стиле созданы его «Fratres» (в переводе с латинского — «Братья») для скрипки и фортепиано (или оркестра), которые композитор посвятил исполнителям Елене и Гидону Кремерам. Образ эстонцев представлен в нарочито сдержанном воплощении, но он позволяет услышать и шум моря в бесконечных пассажах скрипки, и звучание хора в строгих аккордах фортепиано, и народные песни–руны в неторопливом развертывании бесконечной мелодии.
Французский композитор Габриэль Форе завоевал известность как один из ярких представителей национального искусства, ученик К. Сен-Санса, директор Парижской консерватории, автор сочинений для многих инструментов, наполненных изяществом, особой красотой и богатством звучания. К. Дебюсси называл его «мастером очарований». Форе был тесно связан с салоном Полины Виардо, где познакомился в свое время со многими деятелями русского искусства, в 1909 году он приезжал с концертами в Россию. Среди многочисленных сочинений композитора — разнохарактерные инструментальные пьесы, к которым относится и «Бабочка» для виолончели и фортепиано, написанная в 1885 году. Яркая зарисовка, поражающая своей внешней легкостью и невесомостью, в действительности является технически трудной, виртуозной пьесой, доступной лишь подлинным профессионалам.
Проф.З.М.Гусейнова
|