Непросто живётся исполнителю, намеренно выбравшему для себя стезю эпатирования публики, этакой эксцентрики. Кто-то восхищается такими артистами, называет их «ярким пятном на общем сером фоне [подставить нужный жанр]», кто-то, напротив, раздражённо ругается «фриками» и «ненормальными». Но точно одно – равнодушными к таким артистам остаться очень непросто.
И мотивы-то тут могут быть разными. Один из основоположников пост-панка Fad Gadget лез в зал обниматься со зрителями, предварительно вывалявшись в дегте и перьях. Это намеренное провоцирование. У кого-то сами по себе эксцентричные, провокативные тексты были направлены на «свою» аудиторию – но столкнувшись со зрителем неподготовленным, давали абсолютно взрывной эффект. Это история группы «Н.О.М.», которая со своим безумным, постмодернистским материалом колесила по позднесоветским колхозам вместе с Игорем Тальковым; а может, это Джим Моррисон, которого разъярённый владелец бара чуть ли не пинками выкинул на улицу после исполнения песни «The End». Про адские контркультурные перфомансы Мэрилина Мэнсона или Дженезиса Пи-Орриджа лучше просто умолчать.
Но есть исполнители, которые никого не пытаются эпатировать специально – это просто их стиль жизни. Ну живут они так – что тут поделаешь? На их планете так принято. Это не концептуальная провокация и уж тем паче не желание сорвать ещё кусочек популярности за счёт скандала. Просто они немного, гм, из других миров. Что? Инопланетяне? А откуда конкретно, не подскажете? С Марса, говорите? А, ну тогда всё понятно. С Марса у нас только она.
Жанна Агузарова.
При взгляде на Жанну Агузарову где-то на периферии сознания сразу возникает известный фильм «Планета Ка-Пэкс», где Кевин Спейси играл человека, которого лечили от психического расстройства – а он и впрямь оказался настоящим инопланетянином. Что-то похожее и с Жанной – если научиться воспринимать все её чудачества не как эксцентрику и закидоны, а как естественное, натуральное поведение пришельца с другой планеты, тогда её творчество сразу раскроется новыми, глубокими гранями, как раскрывается настоящий китайский чай при правильной заварке в хорошем аутентичном чайнике.
При этом никак нельзя сказать, будто музыка Агузаровой как-то сложна или недоступна для восприятия. За внешним эпатажем скрываются умно устроенные, но простые и светлые песни. Творчество Жанны периода группы «Браво» вообще прекрасно. Представьте себе, что выходите солнечным субботним утром на улицу и прогуливаетесь по тенистой аллейке с баночкой апельсинового сока в руке, впереди все выходные, вчера дали зарплату, настроение прекрасное, и даже жена, которая дулась из-за пустяка последние три дня, наконец сменила гнев на милость и приготовила на завтрак шикарный королевский омлет, вкусней которого вы ещё не пробовали. Бесхитростные, даже в чём то банальные радости жизни, но отчего-то никогда не надоедающие. Вот примерно такие ассоциации рождают ранние песни Агузаровой – примерно тем же занимается замечательная шотландская группа «Belle and Sebastian».
Причём в чисто музыкальном плане Агузарову лучше сравнивать даже не с ними, а с… ну с кем? Да, например, с… Дэвидом Боуи! А что: глэм, рокабилли, экстравагантные наряды, грим – Жанна как будто воплощает классический рок-н-ролльный дух. Остаётся только гадать, какой популярности бы она добилась на западе, прилети она с Марса в США 70-х, а не в СССР времён позднего застоя (где её инопланетных «примочек» не только не поняли, но даже и сразу отправили «на перевоспитание» в Тюменскую область на лесозаготовки).
Впрочем, даже полуторагодичная высылка из Москвы не повлияла на инопланетную гостью – тем более, когда она вернулась, в стране шли уже совсем другие процессы, и Жанна моментально включилась в перестроечную, извините, «движуху» (ну ладно, хорошо, в парадигму). Основатель «Браво» Евгений Хавтан принял столь грубо вырванную из его рук жемчужину с распростёртыми объятиями, и последующие три года Агузарова пела в составе группы. Это было золотое время для певицы: едва ли был в Союзе кто-то, кто хоть раз не слышал (и не напевал про себя) лиричнейшую песню «Старый отель» или заводную «Жёлтые ботинки».
После ухода из группы в 1989-м для Жанны наступили сложные времена – впрочем, для кого они тогда были лёгкими? В 1991-м певица уехала в США, но там не прижилась – время уже было не то, наступал депрессивный гранджевый/гангстарэповый период, и на странную «китчевую» русскую смотрели с недоумением. Через пять лет Жанна всё-таки вернулась на родину и с тех пор живёт и выступает в России.
К её чести, Агузарова не ограничивается одним лишь исполнением старых «бравовских» песен – она поработала даже с патриархом российского электронного авангарда Василием Шумовым, а в 2003-м году выпустила весьма экспериментальный альбом «Back2future». 7 июля у певицы день рождения, так что сходить 6-го числа на её концерт – дело весьма правильное и своевременное.
6 июля, 20:00
Клуб Космонавт
Бронницкая, 24 (м. Технологический институт)
(812) 303-33-33
|