Музей современного искусства Эрарта представляет выставку живописи азербайджанского художника Вугара Мурадова. Его серия работ «Сходства» предлагает новое видение и скульптурный подход к традиции национального ковроделия.
Азербайджанский ковeр – это не просто древнейшая, но еще и крайне консервативная область. Любые новшества и модификации здесь встречаются крайне холодно. Однако Вугару Мурадову удалось деликатно переосмыслить эту традицию, вплетая ее в свои работы.
Картина Вугара из серии «Сходства» состоит из двух автономных визуальных плоскостей – богатой в художественном отношении «поверхности» ковра с обилием орнаментов и «трафарета» с фигуративной композицией.
Еще великий Микеланджело утверждал, что скульптуры уже имеются в готовом виде внутри глыб мрамора, а ему, как художнику, нужно лишь отсечь лишнее и освободить их. Этот подход разделяет и Вугар Мурадов. Он внимательно рассматривает ковер, принадлежащий той или иной школе ковроделия, и находит на них скрытые от глаз контуры будущих композиций. Отдельные орнаменты становятся условными глазами, лицом, головным убором или частью одежды новых фигур. Затем автор мысленно отсекает «лишнее», покрывая его однородным тоном, и получает новое изображение. Остается только нанести получившуюся картину кистью на холст. Удивительно, но все орнаменты и узоры художник создает вручную, не используя возможности печати.
В «ковровой» серии Мурадова проявляется неожиданный синтез двух концептуальных подходов к построению композиции — богатого восточно-исламского и дальневосточно-буддийского, питающего «слабость» к незаполненному пространству. Этот синтез придает современному искусству неоднородного Востока стилистическую цельность, которую раньше было сложно представить, ведь она базировалась на совершенно разных религиозно-философских традициях.
6+
7-22 октября 2017
Музей современного искусства Эрарта
Санкт-Петербург, Васильевский о-в, 29-я линия, 2
|