Готическая музыка у любителей олдскула ассоциируется прежде всего, наверное, с британскими группами – собственно, она и пошла с волны английского пост-панка: без таких групп, как «Joy Division», «The Cure», «Bauhaus», «Sisters of Mercy», музыкальную готику представить себе невозможно. А английский корневой индастриал и дарк-фолк, которые очень легко вошли в готик-орбиту? Да и хрестоматийная готическая литература тоже ведь берёт своё начало на берегах Альбиона...
В Европе (ну да, Англия тоже Европа; хорошо, в континентальной Европе) с готической музыкой ситуация была немножко другая. Как известно, если в Европу попадает какая-нибудь музыкальная идея, то из неё либо сделают какой-нибудь металл, либо она ни на что не годится. Готика годилась, так что европейские металлисты поднапряглись и таки создали новый стиль металлической музыки – а британское понимание готик-рока за пределами собственно Англии так нигде особо и не прижилось (то есть оно очень популярно, но почему-то известных последователей у того же «Bauhaus» практически нет).
Новый стиль появился гораздо позже «старой» готики – уже в середине девяностых, когда всевозможные поджанры металлической музыки росли как грибы, и каждый год какая-нибудь группа гордо заявляла, что перестаёт играть пауэр-джаз-метал и видит своё будущее в рэп-кантри-метале. Естественно, что без готик-метала обойтись тут никак не могло: и вот уже появились норвежцы «Theatre of Tragedy» и швейцарцы «Lacrimosa»; голландцы «Withing Temptation» и австрийцы «Dream of Sanity»; немцы «DarkSeed» и вовсе даже японцы «Moi Dix Mois»... Понятно, что процентов восемьдесят всех этих коллективов появлялись в Скандинавии (видимо, выходили напрямую из Валгаллы), но и другие европейские страны старались по мере сил вносить свой вклад в развитие суровой металлической жизни.
Не обошёл стороной готик-метал и романтическую Италию, которая жива была далеко не одним Тото Кутуньо и фестивалем Сан-Ремо. И хотя итальянский рок никогда не был впереди планеты всей (из по-настоящему больших групп вспоминаются разве что «Goblin» да «Rhapsody of Fire») – но всё же нескольких героев он породил. И в их числе одну из важнейших групп итальянского металлического Ренессанса – миланскую готик-металлическую команду, которая сперва носила название «Sleep of Right» (ох уж этот непременный шаблон названий всех групп готик-метала – «... of ...»!), потом назвалась достаточно банальным «Ethereal», а когда выяснилось, что и это название занято, наконец утвердилась как «Lacuna Coil». Под этим именем группа существует и поныне.
Появилась «Lacuna Coil» формально в 1994-м году: именно тогда сформировался их костяк вокруг талантливой (и, чего уж умалчивать, весьма привлекательной) вокалистки Кристины Скаббиа. Формально — потому что и название у них было тогда другое, и музыку они играли не совсем ту, что сейчас. Это, в принципе, неудивительно – каждая группа за двадцать лет жизни как-то изменится, если это не «Motorhead». Важнее другое – что в своей первой итерации группа большого успеха не имела. Сам по себе готик-метал тогда был в новинку, да и, положа руку на сердце, - мало ли было в Европе хороших метал-команд? И даже их фактическое отсутствие в Италии ситуацию особо не меняло – ибо нет пророка в своём отечестве...
И всё же, как это банально ни прозвучит, «Lacuna Coil» (уже будучи собственно «Лакуной Койл») своего добились ведром упорного труда и доброй щепотью таланта, смешать, но не взбалтывать. В 1997-м им всё же удалось впечатлить один из рок-лейблов, причём не итальянский, а немецкий. Уж где-где, а в Германии всегда знали толк в хорошем метале, и боссы студии сразу поняли, что им в руки плывёт редкая рыба. С «Лакуной» заключили контракт и сразу же принялись устраивать группе европейские гастроли.
Итальянцы начали обрастать поклонниками, как дно трансатлантического лайнера – ракушками. Но первые альбомы (ещё и выпущенные с приличным промежутком), к разочарованию музыкантов, не стали для публики откровением – конечно, преданным фанатам они пришлись по душе, но всё же это был далеко не тот успех, к которому «Lacuna Coil» стремилась.
По-настоящему переломным стал альбом 2002-го года «Comalies» – Кристина Скаббиа вспоминала, что альбом записывался практически экспромтом, на диком и необузданном вдохновении. Обычно созданное таким методом творчество выходит сырым, бесформенным и заставляет пожалеть о неиспользованном потенциале. Но на музыкантов «LC» вдохновение и впрямь снизошло откуда-то сверху – и «Comalies» получился одним из главных металлических альбомов года. Да что уж скромничать, пластинка эта, пожалуй, достойна не последнего места в списке лучших готик-металлических альбомов всех времён.
С тех пор «Lacuna Coil» окончательно стала одной из самых важных групп в жанре, обозначив, что монополия северных стран на металлическую музыку не столь уж неоспорима. Впрочем, говоря о жанре, нужно учесть, что одним готик-металом «LC» не ограничиваются – итальянцы постоянно экспериментируют со звучанием, на некоторых альбомах очень прилично дистанцируясь от готики в сторону сопредельных металлических жанров.
7 июля, 20:00
Концертный зал Космонавт
Бронницкая, 24 (м. Технологический институт)
(812) 303-33-33
|