Великобритания всегда была горазда на всякие музыкальные революции: то «Beatles», то «Led Zeppelin», то британская панк-волна, то пост-панк, то индастриал, то великие английские готик-группы... В общем, в этом плане британские музыканты с лёгкостью соперничали даже с американскими, а зачастую спокойно обходили их на повороте: они не встраивались в тренды, а задавали их.
Ещё парочку революций английская музыка разожгла в конце восьмидесятых — начале девяностых. Это, во-первых, рэйв: группа «Prodigy» не просто взорвала танцплощадки по всему миру (это делали и гораздо менее талантливые исполнители), но вообще заявила о себе как об одной из главных групп десятилетия. Во-вторых – брит-поп и все его производные. Здесь уже нужно остановиться немного подробней.
Брит-поп – явление очень многогранное, и рассматривать его лучше даже не просто как жанр, а как целую волну, которая вливалась в более крупные и сама порождала волны помельче. Конечно, легко сказать, что брит-поп – это «Blur» и «Oasis», а на всё кроме «Ву-хууу!» и «Вондервооооол» плюнуть и растереть. Но это совершенно неконструктивно. Вот, к примеру, «The Smiths» вы куда отнесёте? А «сольного» Иена Брауна («Stone Roses» – это, конечно, чистый брит-поп)? А «Radiohead»?
Так что надо сразу договориться, что брит-поп имеет смысл рассматривать в очень тесной взаимосвязи с несколькими другими стилями, которые ему органически очень близки: это инди и альтернативный рок (не американская альтернатива, которая представляет собой пструю смесь ню-метала и рэп-кора, а именно её британский вариант, к которому запросто относятся даже американские группы вроде «The Strokes»).
Все эти стили действительно переплелись между собой весьма плотно, и только очень знающий поклонник всех трёх жанров сможет чётко разграничить один от другого. И даже группы, которые относят к одному из жанров, легко могут соскользнуть в другой — граница там и правда очень зыбкая.
Британскую группу «Placebo» принято относить больше к альтернативному року, и это, пожалуй, обоснованно: некие довольно тонкие отличия и впрямь не позволяют приписать её к брит-попу (вот к инди – куда ближе, но и там есть нюансы). И тут дело даже не совсем в том, что меланхоличная музыка «Placebo» далека от драйвовых гитар типичного брит-попа – жёсткие песни у них тоже есть. «Фишка», скорее, в том, как, кто и когда влиял на становление молодой группы и на всю музыкальную судьбу британцев. Но чтобы это узнать, нужно вернуться к самому началу, к истокам группы.
Группа «Placebo» родилась в 1994-м году – самый расцвет брит-попа, когда на британской рок-сцене сшибались настоящие титаны и монстры, изменившие лицо рок-музыки девяностых. В это самое время молодые музыканты Брайан Молко и Стефен Олсдал создали группу, которая сначала носила довольно дурацкое, если честно, название «Сердце-пепельница», но очень скоро сменила название на «Placebo» – и под этим названием и стала одной из самых популярных английских групп нашего времени.
Само создание группы именно в таком виде и в таком составе было, по большому счёту, основано на случайности. Молко и Олсдал учились в одной школе, но замкнутый интроверт Молко ни с кем особенно не общался, к тому же, он был старше Олсдала на пару лет – так что ни дружбы, ни даже просто знакомства у них так и не завязалось. Знали друг друга в лицо — и не более того.
Затем, уже после окончания школы, Молко, уже активно занимавшийся музыкой, повстречал Олсдала на станции метро. Они могли просто кивнуть друг другу и разойтись, но роль сыграла судьбоносная деталь: у Олсдала с собой была гитара, а Молко как раз был нужен гитарист. Они разговорились о музыке и вскоре уже играли вместе. Так и появилась «Placebo».
Некоторое время они так и играли малопримечательный, сугубо британский рок по небольшим клубам. А потом случилось то, что навсегда перевернуло их судьбу. Великий рок-музыкант Стивен Патрик Моррисси отказался выступать в одном туре с ещё более великим Дэвидом Боуи. То ли он счёл, что выступать на разогреве даже у живой легенды для человека его статуса как бы низко, то ли имели место разногласия между двумя иконами рока, но факт есть факт: Моррисси ушёл, образовавшуюся лакуну нужно было кем-то заполнять, и выбор Боуи пал именно на группу Брайана Молко (тут, конечно, не обошлось и без маленькой протекции – агент Боуи занимался молодыми группами – и «Placebo» в том числе).
Это был период необузданного экспериментаторства Боуи, когда он записал грандиозную индастриал-оперу «Outside» и начал плотно сотрудничать с «Nine Inch Nails». Естественно, что нахождение в орбите такого супергиганта не могло не повлиять на Молко (они и вообще очень прочно сдружились с Боуи, хотя, казалось бы, между ними была пропасть).
С этих пор музыка «Placebo» преобразилась радикальным образом: она стала тоньше, изощрённей, стилистически разнообразнее, отошла от набивших оскомину брит-роковых ходов (примерно такую же трансформацию начинали претерпевать «Radiohead»). В этом году группе исполняется двадцать лет – этот юбилей Молко и компания отмечают большим туром, в котором презентуют материал с прошлогоднего альбома «Loud Like Love», уже седьмого в их дискографии.
7 июля, 20:00
Ледовый дворец
просп. Пятилеток, 1 (м. Проспект Большевиков)
(812) 718-66-20, 718-66-22
|