Жанровое деление в рок-музыке – вещь очень условная. Особенно когда речь заходит о командах экспериментальных, не согласных всю жизнь честно рубить простецкий, как доска, хард-н-хеви или ликвидный, но плаксивый эмокор. Такие группы редко выходят за рамки «широко известных в узких кругах» - широкие народные массы обычно не знают, чего от них ожидать, и относятся с опасением. С ещё большей настороженностью к таким группам относятся продюсеры – не каждый решится продвигать группу, которая в пределах одного альбома может играть староанглийский фолк, индастриал и, скажем, регги.
С другой стороны, таким группам тотальная популярность a la «Beatles» обычно не нужна и даже нежелательна: чаще всего, их вполне устраивает слава локальная и «культовый» статус, который сам по себе – вещь довольно трансцендентная, но приятная. И то, что эти группы не собирают стадионов, - это вполне можно считать и плюсом: зато в стадионных условиях не было бы той «атмосферы».
Атмосфера – понятие в музыке ещё более зыбкое, нежели «культовость», и сродни, пожалуй, пресловутой «душевности», которой любят оправдывать откровенно паршивую музыку: «Сыграли фигово, зато душевно, и песни со смыслом». «Атмосферность» - это несколько более высокая ступень, хотя объяснить интересующемуся, что же это такое, – это так же сложно, как описать своими словами вкус фуа-гра с зелёным горошком и, гм, божоле.
Однако есть такие группы, в описании которых все вот эти странные и неконкретные слова приходится использовать – потому что загнать их в определённые рамки и разложить по полочкам с ярлычками, во-первых, трудно, во-вторых, бессмысленно. Вот, скажем, «2H Company». Конечно, по большинству формальных признаков это хип-хоп. Но зачислять их глубокое, тонкое текстотворчество под аккомпанемент изысканной электроники в смешной дискурс современного русского рэпа, – это даже как-то немного обидно.
Тем более всё это относится к легенде российского (а до того и советского) андерграунда – дикой, но симпатичной, «прекрасной нечеловеческой красотой чудовищного» группе «Н.О.М.». По какому только разряду не пытались провести их музыкальные критики! «Н.О.М.» записывали в «альтернативный рок», «арт-рок», просто «авангард» и даже «ска-панк». Может быть, наиболее близки к истине были те, кто зачислял группу в «камеди-рок», в один ряд с «Бахыт-Компотом», «Несчастным Случаем» и «Манго-Манго». Но «Н.О.М.», конечно же, всегда был неизмеримо глубже – хотя бы потому, что это далеко не просто «группа».
Название «Н.О.М.» вроде бы расшифровывается как «Неформальное объединение молодёжи». При всей явной пародийности этого названия (суконная аббревиатура вступает в суровое противоречие с диковатым сценическим имиджем группы), оно весьма неплохо соответствует сути. Потому что рамки «Н.О.М.» гораздо шире, чем просто исполнение музыки. Детище братьев Кагадеевых – это настоящая культурная формация (гораздо многогранней и разнообразней того же «Ленинграда»), текучая как река и постоянно питающаяся новыми притоками (и их же и порождающая).
«Номовцы» постоянно придумывают что-то новое: записывают сольные альбомы и коллаборации, издают прозу и поэтические сборники, организуют театрализованные постановки и даже снимают кино. Фильмов участники объединения за долгие четверть века своей деятельности сняли больше десятка. Причём это не любительские поделки, сляпанные на коленке и интересные в основном фэндому. Для кинопроизводства «Номовцы» основали даже собственную студию, где сняли, например, фильм «Пасека» - он сперва стал «умеренно культовым», а с распространением «интернетов» разлетелся на мемы и цитаты.
Конечно, группа за годы существования пережила всякое – конфликты, кризисы идентичности и даже самый натуральный раскол. Как Римская Империя в своё время раскололась на Восточную и Западную, так и «Н.О.М.» пережил весьма болезненный разрыв. Десятилетие группы ознаменовалось тем, что она разорвалась на две половины, причём даже братья Кагадеевы оказались во враждующих лагерях. Продолжалось это, впрочем, недолго – уже через три года «альтернативный» «Н.О.М.» исчерпал себя и развалился – остался только классический, с мастодонтами вроде Александра Ливера и Ивана Туриста.
«Н.О.М.» всегда был одной из самых продуктивных групп на российской рок-сцене – только студийных альбомов у них больше двадцати, не считая всевозможных «лайвов», саундтреков и отдельных дисков участников группы. Последний на сегодня альбом «В мире животных» вышел и вовсе недавно – меньше месяца назад.
7 июня 2013, 20:00
Клуб Цоколь
3-я Советская, 2/3 (м. Площадь Восстания)
(812) 274-94-67
|