Девиация сознания, или как прийти в истинный меридиан.
Мы знаем, что есть разные показания компаса и истинного меридиана. Это склонение очень важно для понимания, где ты находишься.
Девиация сознания — это и есть проблема творчества. Когда ты делаешь одно, а получается другое — это поиск истины. Через это склонение компаса мы видим, как Господь дает нам шанс понимания.
Если вдруг не появляется в нашей жизни Себастьян Перейра, подсунувший топор под наш компас.
Андрей Филиппов
Проект Андрея Филиппова «Трапеза» объединяет более 30 работ известного художника, представителя московской концептуальной школы, среди которых, помимо живописи, объектов, новых графических серий и фотоколлажей, будут вновь реконструированы знаковые инсталляции, созданные автором в 1980-е и 1990-е годы.
Истоки искусства Андрея Филиппова принадлежат контексту московского концептуализма, с его ироничным перестроечным низвержением советской идеологии до культуры масс и активным романтическим поиском самоидентичности в меняющейся системе. И хотя отправная точка художественного пути Андрея Филиппова известна, его ориентир неопределим. Он устремлен во вневременное межкультурное поле, подобное замершему вне систем измерений пространству живописи Де Кирико, которую цитирует автор в серии «Ностальгия по бесконечности», где вечность приравнена к тишине.
Художник мыслит не отдельными образами, а целыми экспозиционными проектами, тотальными инсталляциями, где каждое произведение становится элементом его сложноподчиненной знаковой лингвистической системы. Текстовое в своей основе искусство Андрея Филиппова предлагает создание не нового текста, но новой языковой структуры. Здесь компилируются понятия классической китайской и христианской философии, символы Римской империи и советского тоталитаризма. Многие произведения создаются по принципу анаграмм, от простых перекодировок языковых элементов до сочетаний невербальных знаков, рождающих новый литературный образ. Такие анаграммы как «Риму — Рим» от социалистического «Миру — мир» или последующая производная «Умри» — не ироничные игровые сочетания, а воплощение основополагающей для автора идеи о вечном движении от расцвета к упадку, и от смерти к вечности.
Искусство Андрея Филиппова — это своеобразная мыслительная калибровка, искусное притачивание одной философской парадигмы к другой, проведение параллелей и установление различий для налаживания обобщенного универсального видения.
Проект «Трапеза» — о величии и о забвении, о вечности, возможной только после гибели. Трапеза — единый символ, соединительная точка границ двух империй, Римской и Византийской; двух противоположных начал, языческого и христианского. Через напоминание о великих римских пирах автор повествует о крахе всех некогда могущественных империй и вместе с тем указывает на символ вечности, главное христианское таинство — трапезу Тайной вечери, первую Евхаристию. В евхаристийном таинстве вечная жизнь возможна только через умерщвление тела Спасителя. Трапеза всегда процессуальна, как и восприятие проектов Андрея Филиппова, требующих длительного, вдумчивого прочтения, подобного соблюдению некого ритуала.
Экспозиция разделена на два зала, представляющих две империи — Византию и Рим. Два ключевых произведения выставки — «Святая София» и «Тайная вечеря». Автор воссоздает свои известные инсталляции в музейных пространствах, будто вновь и вновь реконструируя утраченные артефакты.
Андрей Филиппов представляет образ Собора Святой Софии в виде архитектурного плана, точно сама утраченная христианами святыня уже вознеслась, предвосхищая конец времен.
Через первый зал мы попадаем в пространство с инсталляцией «Тайная вечеря», накрытым столом, где вместо блюд поданы символы ушедшей истории, серпы и молоты для совершения торжественной трапезы вечности.
Елизавета Шагина
7 мая - 13 июня 2016
Музей и галереи современного искусства Эрарта
Санкт-Петербург, Васильевский остров, 29-я линия, дом 2
(812) 324-08-09
|