Татьяна Толстая. Творческий вечер
Творческий вечер Татьяны Толстой – это не только выступление яркого, остроумного рассказчика, но и еще и живая беседа с залом. Участники встречи могут задать писательнице любые интересующие их вопросы, которые направят разговор в самое неожиданное русло. В рамках творческого вечера Татьяна Никитична обещает затронуть множество самых разных тем, среди которых обязательно будет вечно актуальный вопрос об отличиях между Москвой и Петербургом.
О Татьяне Толстой:
Татьяна Толстая появилась на свет в Ленинграде в семье с богатыми литературными традициями: дедушка Толстой по линии матери — поэт Михаил Лозинский, дедушка по линии отца — известный советский писатель Алексей Толстой; бабушка — поэтесса Наталья Крандиевская. Отец будущей писательницы — доктор физических наук, профессор Никита Толстой.
Окончив школу, Татьяна поступает на филологический факультет Ленинградского университета (ныне СПбГУ). Специализация Толстой — древние языки: латынь и греческий. В 1974 году оканчивает университет и выходит замуж за филолога А. Лебедева, переезжая вскоре вместе с мужем в столицу. В Москве устраивается на работу в Главную редакцию восточной литературы при издательстве «Наука», где на должности корректора работает почти десять лет, до 1983 года. Год увольнения из «Науки» стал для нее годом литературного дебюта. В том же году она дебютирует и как литературный критик, опубликовав в «Вопросах литературы» критическую статью.
Первый рассказ писательницы — «На золотом крыльце сидели…» — был напечатан в журнале «Аврора». Литературные критики и читатели восприняли рассказ с энтузиазмом, он был признан лучшим литературным дебютом года. В произведении были представлены впечатления ребенка, начиная от заурядных бытовых событий и обыденных встреч до таинственных и сказочных персонажей, рожденных детской фантазией. После успеха «На золотом крыльце сидели…» в журналах «Новый мир», «Аврора», «Звезда» Толстая пишет новые рассказы: «Свидание с птицей» (1983), «Соня» (1984), «Чистый лист» (1984), «Любишь — не любишь» (1984) и другие. Всего в период с 1983 по 1988 год в советской периодике было опубликовано больше двадцати рассказов, составивших в 1987 году дебютный сборник писательницы «На золотом крыльце сидели…». В 1988 году Татьяна Толстая стала членом Союза писателей СССР, а через год — членом Русского ПЕН-центра.
С 1990 года Татьяна Толстая переезжает в США, обосновываясь в Принстоне. В Штатах писательница преподает русскую литературу и русское литературное творчество в Скидморском колледже, читает лекции в университетах и сотрудничает с такими журналами, как New York Review of Books и The New Yorker. Кроме того, Толстая заинтересовывается изменениями в русском языке за рубежом под действием окружающих людей и событий, пишет несколько научных статей на тему эмигрантского русского и его различий с литературным русским языком. Программной статьей ее исследований тех лет становится эссе «Надежда и опора», в котором писательница приводит ряд интересных гипотез, выводов, дает примеры эмигрантских американизмов в разговорном русском языке Соединенных Штатов.
С 1991 года Татьяна Толстая начинает работать колумнистом в «Московских новостях», где ведет знаменитую авторскую колонку «Своя колокольня». Через некоторое время она входит в состав редколлегии журнала «Столица», сотрудничает с «Русским телеграфом». Не оставляет Татьяна Никитична и литературную деятельность: девяностые ознаменовались выходом таких ее книг, как «Любишь — не любишь» (1997), «Река Оккервиль» (1999), в соавторстве с сестрой Натальей Толстой в 1998 году выходит книга «Сестры». В те же годы писательница оказывается популярной и за рубежом — ее рассказы издаются на французском, английском, немецком, шведском. В 1998 году она становится одним из основателей и входит в редколлегию американского литературного журнала «Контрапункт». В 1999 году возвращается на родину, где продолжает заниматься журналистикой, преподавать и создавать литературные произведения.
В начале двухтысячных Толстая отходит от короткого жанра, в котором она писала с самого начала литературной деятельности. Из-под ее пера начинают выходить произведения большой формы. В 2000 году увидел свет дебютный роман «Кысь», благосклонно встреченный критиками и публикой. Книга достаточно быстро становится бестселлером и получает премию «Триумф». Коммерческий успех закрепился в 2001 году — вышли сразу три книги — «День», «Ночь» и «Двое» общим тиражом более двухсот тысяч экземпляров. XIV московская международная книжная ярмарка вручает Татьяне Толстой главный приз в номинации «Проза» и писательница становится главным редактором издания «Консерватор».
С 2002 года Толстая появляется в телеэфире. Дебютом писательницы стало участие в программе «Основной инстинкт», а с октября того же года совместно с Авдотьей Смирновой Толстая уже ведет телепрограмму «Школа злословия». В 2003 году программа Толстой и Смирновой получает премию ТЭФИ в номинации «Лучшее ток-шоу».
С 2010 года Татьяна Толстая начинает писать книги не только для взрослых, но и для детей. В соавторстве с Ольгой Прохоровой она выпускает книгу «Та самая Азбука Буратино», связанную общим сюжетом со знаменитой книгой дедушки писательница Алексея Толстого «Золотой ключик, или Приключения Буратино» и занявшую второе место в рейтинге детской литературы XXIII московской книжной ярмарки.
7 сентября 2017,
Музей Эрарта
Санкт-Петербург, Васильевский остров, 29-я линия, 2
|