Некогда зародившийся в туманном Бристоле жанр трип-хоп прочно завязан на электронике, хип-хопе, сэмплах джазовой и соул-музыки и густейшей индустриальной меланхолии. Зиждется он, как на трёх китах, на трёх столпах жанра: «Massive Attack», «Portishead», Трики. Это – первооткрыватели, корифеи жанра, заложившие его основы и оформившие его музыкальный облик. Тут всё понятно, и почему направление в первую очередь ассоциируют с этими исполнителями – понятно тоже.
Однако если жанр насчитывает в себе три, пусть даже самые великие, группы – это жанр-банкрот. Любое музыкальное направление держится на костяке из менее известных и менее великих групп, формирующих стиль как таковой. Трип-хоп в этом отношении ничем не выделяется – разве только тем, что у огромного количества групп-эпигонов название начинается на букву «М». Отчего бы так – совпадение, или дело в том, что название отцов-основателей, «Massive Attack», начинается на ту же букву? Кто знает, но факт остаётся фактом – тут вам и «Mono», и «Moloko» и даже Мартина Топли-Бёрд (её, впрочем, тоже можно причислить к корифеям).
Огромное количество трип-хоповых групп (и на «М», и на все остальные буквы) появляется и тут же канет в Лету – текучка кадров в этом жанре весьма велика. Трип-хоп играть столь же модно, как готик-рок: декаданс и мрачный, изысканный сплин не устаревают уже пару столетий. Модно, но не у всех получается – ведь жанр в музыкальном отношении весьма сложен, изменчив и склонен к постоянным трансформациям. Пример «Portishead», за двадцать лет существования записавших 3 (три) альбома, весьма показателен – «рубить бабло», записывая однообразные пластинки раз в полгода, здесь не выйдет.
Однако те группы, что, презрев опасности, всё же входят в грозные воды трип-хопового фарватера и крейсируют там долго – остаются в народной памяти и обретают настоящую славу. И пускай их продолжают сравнивать с бристольским Большим Трио – для настоящего Артиста это не столько похвальба, сколько мощный вызов. И те, кто его принимают, - это как раз тот самый «костяк», основа жанра. А одной из самых ярких трип-хоповых групп высшего дивизиона (бристольских небожителей в расчёт не берём) является британская команда с названием (а как вы думали?) на букву «М» - «Morcheeba».
По своему стажу «Morcheeba» почти не уступает бристольским мастодонтам: группа была основана в 1995-м году. То ли дело было в том, что «Morcheeba» родом не из Бристоля, то ли в том, что своё лицо группа нашла не сразу – но о популярности более удачливых «старших» коллег группе из Лондона сперва приходилось только мечтать. Впрочем, были у неё и свои явные плюсы, которые сразу заставили меломанов обратить на группу внимание: например, очень яркая вокалистка Скай Эдвардс, которая в те годы нередко щеголяла бритой головой (и этим очень напоминала вокалистку группы «Skunk Anansie» Дебору Дайер).
Впрочем, не одной внешней неординарностью выделялась Скай Эдвардс в частности и «Morcheeba» в целом. Здраво рассудив, что бесполезно будет тягаться с теми же «Portishead» на поле мрачного, берущего за душу сплин-саунда, основатели группы Пол и Росс Годфри решили экспериментировать. Они одними из первых начали добавлять к характерному, тягучему и туманному, трип-хоповому звучанию элементы синти-попа, поп-рока, R&B и даже диска. На выходе получилось нечто весьма оригинальное, эклектичное и интригующее.
С вокалисткой Скай Эдвардс группа успела записать четыре альбома – это было для «Morcheeba» золотым веком. Однако в 2003-м году востребованной певице в рамках группы стало тесновато – душа требовала развития в совершенно другом, более «джазово-ориентированном» направлении. В результате Эдвардс группу покинула.
Для трип-хопа приглашённые вокалисты – дело, в общем-то, привычное: те же «Massive Attack» чуть ли не три четверти своего материала записали именно с «guest stars» вроде Николетт, Хораса Энди и Шиннейд О’Коннор. Однако полноценно заменить приглашёнными звёздами Скай Эдвардс не получилось: это было бы так же сложно, как если бы из «Portishead» вдруг выдернули Бет Гиббонс. Поэтому в 2010-м году Эдвардс вернулась в группу, и седьмой студийный альбом был записан уже с её вокальными партиями. Так что пришедшие на концерт группы в концертный зал «А2» смогут лицезреть не суррогат, а настоящую «Morcheeba» в самом что ни на есть «золотом» составе.
8 апреля 2013 г., 20:00
Концертный зал "А2"
просп. Медиков, 3 (м. Петроградская)
(812) 309-99-22
|