Обычно, когда талантливый музыкант, прославившийся в составе большой и великой группы, решает заняться сольным творчеством или создать сайд-проект – он не может далеко уйти с той территории, на которой был королём раньше. Конечно, в деталях разница может быть, но незначительная. Скажем, сольный Том Йорк – это ровным счётом те же самые поздние «Radiohead», из которых окончательно высосали все намёки на драйв, а взамен влили туда вселенскую меланхолию. Или взять Зака Уайлдда: с кем он только ни играл, что со своей собственной группой, что с монстрами вроде Оззи Осборна, а на выходе всегда получается мясистый и злой хэви-метал.
Впрочем, можно ли упрекнуть того же Уайлдда в этом? Раз уж у человека что-то по-настоящему получается, грех не извлекать из этого всё что возможно. А если вдруг ударишься в эксперименты — велика вероятность, что и сам ничего путного не сделаешь, и публика не поймёт, и вообще велик риск осрамиться по полной программе.
Так что если исполнитель, меняя векторы развития, сильно дистанцируется от своего старого творчества – это не значит, что он на голову превосходит кого-то талантом; это, скорее, означает, что у него талант несколько иного рода. Вот, к примеру, великий экспериментатор Дэвид Боуи, который самолично изобрёл половину современной музыки. Разве можно сказать, что по некоему абстрактному «величию» он намного выше относительно «узкопрофильного» Роберта Планта? Нет – это фигуры из одного пантеона, с одного Олимпа. Просто талант одного более универсален, чем у другого.
Но когда эксперименты музыканта всегда удачны и интересны, когда он с каждой новой пластинкой, с каждой новой песней демонстрирует слушателю всё новые и новые грани своего таланта – всё это, конечно, добавляет ему вистов в плане повышенного внимания меломанов. Одно дело, когда ты включаешь новый альбом группы «Motorhead», абсолютно точно понимая, что прог-рока или сложносочинённого индастриала ждать не стоит. Совсем другое дело — включать новую запись группы «Coil» и с изумлением понимать, что ничего общего с предыдущей пластинкой она не имеет.
В этом смысле выдающийся российский музыкант Леонид Фёдоров в нашей рок-музыке вообще не имеет равных. Прославившийся как лидер «АукцЫона» – русской рок-группы в самом лучшем смысле слова, – он уже много лет совмещает работу в составе группы с сольным творчеством. И хотя о каждой из этих его ипостасей можно говорить только в превосходных степенях – но трудно не заметить, что они отличаются друг от друга, как небо и земля. (В баскетболе это называется «all-around» – когда игроку одинаково подвластны практически все игровые элементы; вот Леонид Фёдоров – это главный «all-around» отечественного рока).
Собственно, а рока ли? Нет, назвать так творчество Фёдорова в отрыве от «АукцЫона» было бы существенным упрощением. В общем-то, для рок-вожделений у Фёдорова и есть «АукцЫон»: это там отплясывает разудалый Гаркуша, там поют про «вернись в Сорренто», это его песни попадают в топ-листы «Нашего Радио». Песни Леонида Фёдорова, записанные им с другим великим музыкантом Владимиром Волковым, никогда не попадут в топ-листы «Нашего Радио». Только в этом нет ничего страшного: песни дуэта Фёдоров-Волков и вообще всего, записанного Фёдоровым в новом веке, немного, как бы сказать, выше этого. Эти песни попадают прямиком в рай.
Слушая записи «АукцЫона» восьмидесятых-девяностых и даже осознавая всю значимость группы, всё равно не очень понимаешь, за счёт чего талантливый сонграйтер с умилитильно картавым вокалом и скромным поведением на сцене внезапно возрос до уровня великих авангардистов, людей-явлений, которых и во всём мире-то немного наберётся. Эк куда хватил? Ничуть: пластинки «Весна», «Сноп снов» или «Джойс» запросто можно было приписать целиком авторству какого-нибудь иконописного Брайана Ино или помянутой выше группы «Coil». То есть это само по себе некий духовный опыт – когда не столько ты слушаешь музыку, сколько музыка слушает себя – а потом внезапно просыпаешься где-то... на другой стороне.
Тем более удивительно, что для этого Фёдорову не пришлось приносит в жертву ту самую «русско-роковую» часть себя. Группа «АукцЫон» никуда не делась, она всё так же даёт концерты, записывает альбомы (хотя и в разы реже, чем «сольный» Фёдоров, что есть, то есть), всё так же поёт про «вернись в Соренто» и всё так же пляшет всё тот же Гаркуша. Не совсем понятно, из какого источника Фёдоров черпает всё это созидательное буйство – но это как минимум музыкальный рог изобилия, который на каждый запрос выбрасывает из себя что-то новое. И попробуй догадайся, что там из него извлечёшь в следующий раз!
Уже одним «АукцЫоном» Фёдоров бы обеспечил себе место в российском музыкальном Зале Славы; сольными работами он поставил себя в один ряд с мировыми легендами. Это, на самом деле, поразительно – вроде бы и так выдаёшь эталонный русский рок, свободный от любых унизительных коннотаций, которые туда вкладывают ненавистники жанра. И тут же решаешь искать добра от добра и медленно, мучительно, вслепую доходишь до небесного свода, пробиваешь его головой и выглядываешь наружу — в истинно дивный новый мир.
8 августа, 20:00
Концертный зал А2
просп. Медиков, 3 (м. Петроградская)
(812) 309-99-22
|