Джаз – искусство благородное, выдержанное, с вековой историей. Поэтому нет ничего удивительного, что эта история полна экспериментов, творческих исканий, рождения новых стилей… От одного и того же корневого ствола новоорлеанского протоджаза произросли столь разные ветви, как свинг, бибоп, фьюжн, грув, фри-джаз…
Естественно, все эти стили были рождены не только в результате развития джаза как такового, но и путём синтеза джаза и других музыкальных направлений. Но это работало в обе стороны – джаз обогатил другие музыкальные жанры в той же степени, как и они обогатили его. Например, скрещенье джаза с рок-н-роллом породило такую выдающуюся группу как Morphine; сочетание джаза и индастриал- и нойз-экспериментов принесло известность такому блестящему авангардисту как Джон Зорн, – и т.д.
Особенно сильно джаз повлиял на такие музыкальные направления как трип-хоп и даунтемпо. Соединение электронной музыки и хип-хопа с долгими саксофонными проигрышами, пианино, трубой – это стало настолько идеальным рецептом успеха, что остаётся только гадать, почему же никто до поздних Cocteau Twins до этого не додумался. А потом настали девяностые, и на сцену вышел трёхглавый бристольский дракон – Massive Attack, Portishead, Трики. Их музыка без джазовых элементов просто непредставима – точнее, её бы попросту и не было в том виде, в каком она существует сейчас.
Ещё одним направлением, схожим с трип-хопом, но генетически ещё сильнее связанным с джазом, стал эйсид-джаз (или грув-джаз). Именно к нему чаще всего относят британский (какой же ещё) коллектив The Cinematic Orchestra - хотя правильней, пожалуй, было бы называть его нью-джазом. Впрочем, это – чистой воды терминологическая тонкость. К тем же трип-хопу или даунтемпо музыку The Cinematic Orchestra не отнесёшь исключительно по той причине, что джазовых элементов в ней НАМНОГО больше.
Если сравнивать с вышеперечисленными группами, The Cinematic Orchestra – коллектив довольно юный. Создан он был в 1999 году молодым британским мульти-инструменталистом с довольно атипичным для русского уха именем Джейсон Свинскоу. Такая (относительная) молодость, впрочем, никак не характеризует группу с отрицательной стороны. Напротив: музыканты получили прекрасную возможность переосмыслить творчество корифеев жанра и развить их наработки.
Пожалуй, «Оркестрантов» нельзя в полной мере назвать новаторами – однако в пределах своего направления трудно назвать группу, с таким совершенством овладевшую жанровым инструментарием. Собственно, легендарный лейбл Ninja Tune обычно и старается брать под своё крыло именно такие группы – высочайшего уровня и филигранного мастерства.
Название группы глубоко символично и целиком отражает её концепцию – зачарованность Свинскоу кинематографом хорошо известна. Именно из этого обожания и растут корни таких экспериментов, как, например, запись саундтрека к знаменитому немому фильму Дзиги Вертова «Человек с киноаппаратом».
Есть глубокая внутренняя логика в том, что для саундтрека «Синематиками» был выбран именно этот фильм – квинтэссенция и наиболее яркое воплощение киноязыка как такового. (К слову сказать, в последние годы написание саундтреков к культовым образчикам немого кино стало очень популярным, но именно The Cinematic Orchestra удалось очень естественно сопрячь музыку и самодостаточное экранное действо).
Музыкального материала слушателям ансамбль Свинскоу может предоставить немало, причём самого разнообразного: только одних номерных альбомов у группы четыре, не считая ничуть не уступающих по качеству коллабораций, авторемиксов и саундтреков к кинофильмам.
8 декабря 2012 г., 20:00
Клуб «Зал ожидания»
Наб. Обводного канала 118
Т. (812) 333-10-68
|