Словосочетание «альтернативный рок» может показаться слегка нелепым: в конце концов, сам рок изначально расценивался как альтернатива поп-музыке – а тут вдруг появилась альтернатива альтернативе? И это при наличии таких анти-мейнстримовых направлений как, например, панк-рок. Так что же это такое – альтернативный рок?
Строго говоря, суть явления вытекает из названия: альтернативный рок – это всего-навсего «рок, противопоставляющий себя традиционному». Определение это, однако, весьма расплывчато – и ничего удивительного, что в списки «альтернативных» групп механически запихивают абсолютно все группы, хоть сколько-нибудь отличные от классического «хард-н-хеви». Поэтому классификация «alternative rock» поддерживается в основном в США – в Европе большее хождение имеет термин «альтернативная музыка», который, впрочем, запутывает ещё больше.
Ко всему прочему, есть и ещё такая вещь, как инди-музыка, которую то причисляют к альтернативе, то противопоставляют ей. В общем, разобраться с терминологией довольно непросто. Однако несколько основных моментов выделить можно.
Пожалуй, главная «видовая» особенность альтернатив-рока – это его «незашоренность» и стремление постоянно «рвать шаблоны». Классический рок очень консервативен, и послушав десять лучших альбомов жанра, может сложиться впечатление, что слышал вообще все. С альтернативной музыкой – не так: она очень эклектична и вбирает в себя множество разных направлений, синтезируя свою генеральную линию. Нет смысла всерьёз рассуждать о преимуществах того или иного направления: кому-то люб «олдскул», кто-то – приверженец более экспериментальных стилей. Главное – то, что «альтернативный рок» заслуживает ничуть не меньшего внимания, чем традиционный.
В России альтернативная музыка получила широкую популярность – с некоторым, правда, запозданием, но ведь и на Западе этот жанр сравнительно юн. Такие группы как «Кирпичи», «I.F.K.» «Дубовый Гаайъ» пошли на смелый для российской рок-музыки эксперимент: они успешно совместили «грязный» гранджевый саунд в духе американских «гаражных» групп, агрессивные политизированные тексты и читку в стиле хип-хоп. Таким образом, эти группы стали первыми представителями российского рэпкора, внеся весьма свежую струю в слегка застоявшийся водоём российской рок-сцены.
Второе поколение российской альтернативы, представленное такими группами как «Lumen» и «Animal ДжаZ», оказалось столь же продуктивным и ещё шире раздвинуло границы стиля – добавляя к, как бы сказать, «традиционной альтернативе» элементы панка, джаза и прочих стилей. Весьма удачно в это течение влилась и курганская (а ныне – питерская группа) «Психея».
«Психея» была основана в 1996-м году, и музыкальный рисунок её был вполне традиционным. Это, впрочем, неудивительно: в те годы главными зарубежными рок-героями в России были Курт Кобейн, Аксель Роуз и, скажем, Макс Кавалера, а про новомодные слова «индастриал» (на Западе уже клонившийся к закату) и, тем паче, «пост-индастриал» слышал только Артемий Троицкий. Так что вполне логично, что музыкальная идеология группы тогда зиждилась на самых сакраментальных образцах.
Всё изменилось в начале 2000-х, с переездом группы в Санкт-Петербург: всё-таки в доинтернетовские времена в Северной Столице музыкальная информированность была повыше, чем во глубине сибирских (уральских) руд. Соответственно и музыканты «Психеи» смогли найти для себя более подходящий стиль – основываться они стали на том самом пост-индастриале, который творчески переработали и назвали «сюрреалкором».
За годы существования «Психея» записала не так уж много номерных альбомов – всего четыре. Однако это не означает, что музыкального материала у группы мало, и на их концертах «ходит песенка по кругу». Номеров у «Психеи» предостаточно, и то, что далеко не все они оформлены в виде пластинок, вызывает ещё больший интерес – ведь это значит, что вы всегда можете открыть для себя в их музыке новые стороны.
8 февраля 2013, 20:00
Клуб "Dusche"
Лиговский просп., 50, корп. 6, (м. Площадь Восстания, Владимирская)
8-911-772-88-38
|