Британская индастриал-музыка хоть и зародилась примерно в те же времена, что и великие рок-группы вроде «Doors» или «Pink Floyd», но развивалась как бы в стороне, будучи аутсайдером (в хорошем смысле этого слова). Про английский индастриал, хотя он оказал огромное влияние на развитие рок-музыки в целом, слышало сравнительно мало народу.
То есть если опросить тысячу поклонников рок-музыки на предмет любимой группы, то ответивших «Nirvana» или «Deep Purple» окажется несравнимо больше (пожалуй, на порядок), чем тех, кто упомянет «Throbbing Gristle».
Это, в общем, не так и странно. Основоположник жанра, безумный британский гений Дженезис Пи-Орридж, в лучшие годы творил такие музыкальные «гроздья гнева», что поп-индустриальщики вроде «Rammstein» или Мэрилина Мэнсона на этом фоне выглядят хором девочек из монастыря бенедиктинок. Сравнивать тут нужно скорее с кем-нибудь типа «Einsturzende Neubauten», но, положа руку на сердце, сколько людей даже в родной для исполнителей Германии слушают «Rammstein», и сколько — группу Бликсы Баргельда?
Так и здесь. Несмотря на то, что для поклонника индастриал-музыки имя великого британского дедушки Пи-Орриджа является священным, но основная масса рок-фанатов про него слыхом не слыхивала. У самих индустриальщиков по этому поводу, впрочем, фрустрации никакой нет и быть не может — в своей нише (не такой уж и маленькой) они утвердились стальной пятой, рождая десятки новых поджанров и направлений, совершенно не связанных, на первый взгляд, с громыхающей первоосновой.
Именно Пи-Орридж, свой человек в кругу Уильяма Берроуза, Тимоти Лири, Дерека Джармена и других выдающихся деятелей контркультуры, стал сердцем нового индустриального мышления в английском роке. Он стал камнем, ударившим в стекло недостаточно радикальной, как ему казалось, британской рок-музыки — а потом от места этого удара по стеклу во все сторону побежали трещинки...
Число их огромно: «Psychic TV», «Current 93», «Sol Invictus», «Death in June», «NON», «Nurse with wound», «Strawberry Switchblade» - все эти коллективы сгруппировались вокруг титанической фигуры Пи-Орриджа. (Причём здесь упомянуты только самый «громкие» названия, и то не все — менеt значимых групп там вообще не один десяток).
Что самое любопытное, большинство из этих групп пусть и отдало дань индастриалу, но пошло гораздо дальше жанровых рамок, образуя целые новые направления. Скажем, взять тесно связанные между собой «Coil» и «Current 93»: игравшие индастриал на заре своего существования, «Coil» позже перешла к тончайшей экспериментальной электронике, а группа Дэвида Тибета основала целый жанр под условным названием «апокалиптик-фолк» или «неофолк».
Другая же группа, не в меньшей степени повлиявшая на создание неофолка, - всё из той же пи-орриджевской «тусовки». Это коллектив Дагласа Пирса (он же просто Даглас Пи) «Death in June».
Впрочем, коллектив — это очень громко сказано. В 1987-м году басист группы Тони Уэйкфорд покинул проект, основав третью голову страшного неофолкового дракона - «Sol Invictus» (видите, как всё взаимосвязано?). После этого «Death in June» (которую обычно сокращают до лапидарного «Di6») - это в первую очередь сам Даглас Пирс.
Собственно никто там ни с кем не рвал, как это нередко случается в суматошном мире рок-музыки: с большинством своих прежних соратников Пирс сотрудничает и по сей день. Это и те же самые Дэвид Тибет с Тони Уэйкфордом, и гениальный новатор Стивен Стэйплтон из «Nurse with Wound», и один из самых выдающихся индустриальщиков современности Бойд Райс, известный у нас в первую очередь своим скандальным внешним сходством с Дмитрием Медведевым.
Пирс основал «Di6” более тридцати лет назад — в 1981-м году, и за это время группа претерпела разительные изменения: пожалуй, если дать человеку несведущему послушать ранние и современные записи группы, то он, наверное, даже и не поймёт, что это один и тот же исполнитель. Ранее творчество «Di6», помимо непременного индастриала, близко даже к постпанку — это и не удивительно, учитывая, что как раз в те годы только-только отгремел успех трагического героя Йена Кёртиса из «Joy Division».
Однако этот гремяще-романтический период в жизни Пирса угас довольно быстро. С каждым годом музыка группы становилась всё мрачней и язвительней, а мировоззрение самого Пирса (вообще никогда, прямо скажем, не бывшее солнечным) — всё жёстче и радикальней.
Что особенно интересно, музыка группы при этом двигалась скорее в сторону смягчения, мелодичности — как пример красивейшая (и довольно страшная по своему смыслу) баллада «Rose clouds of Holocaust». Вообще говоря, термин «баллада» широко используется (и не всегда оправданно) в отношении рок-медляков», но именно для песен в жанре неофолк он не вызывает вообще никаких вопросов.
Конечно, «Di6» - это музыка сугубо для ценителей, и, скажем, жизнерадостного поклонника «Franz Ferdinand» она может оттолкнуть. Но даже если вы мало знаете про неофолк — попробуйте приобщиться к этой «нечеловеческой красоте чудовищного». Ибо оно того стоит.
8 ноября, 20:00
Клуб Dada
Гороховая, 47 (м. Сенная площадь, Садовая)
(921) 424-39-69
|