Когда говорят, что в советское время с рок-музыкой всё было очень скудно
– это яркий пример так называемого вранья, потому что рок-музыка в
Союзе была и даже вполне неплохо развивалась (пусть не всегда
официально, ну да и на солнце бывают пятна). Причём что мы понимаем под
развитием? Появление новых творческих методов, направлений, грубо говоря
— жанров. Так вот, новые жанры в СССР появлялись, и пускай это зачастую
было копированием – но см. выше про солнце и пятна.
Были у нас и
свой арт-рок, и готик-рок, и зачатки прог-рока, и некое подобие
краут-рока – в общем, было что послушать. Конечно, большинство
экспериментов со стилями началось уже в перестроечную эпоху, но важен
сам факт! (То, что в конце концов всё это видовое разнообразие
превратилось в сомнительную штуку под названием «русский рок» – вопрос
уже совершенно другой).
И лишь поклонники одного направления
рок-музыки мрачно, исподлобья смотрели на счастливых фанатов готик-рока,
идущих, скажем, с концерта «Пикника». Им приходилось слушать либо нечто
совсем андерграундное,
либо каким-то чудом провезенные пластинки с зарубежными исполнителями –
потому что панк-рока в СССР действительно было днём с огнём не сыскать.
Даже металлическая музыка была в чуть более выигрышном положении – она
была просто в гетто, а панк не меньше чем в концлагере (фигурально
выражаясь, разумеется).
Нет, если разобраться, то он у нас тоже имелся, причём зародился примерно в то же время (на пару лет позже), когда Малкольм Макларен предложил юному Джонни Роттену стать вокалистом будущих «Sex Pistols».
(Правда, когда наша, по сути, первая панк-группа, «Автоматические
удовлетворители», только появилась, на Западе уже бушевала волна
пост-панка, поднятая «Joy Division» – но это как раз нормально; благом было то, что панк-рок вообще проник за «железный занавес»).
Проникал
он к нам долго и трудно. Если идеология и официозная культура ещё
как-то могли примириться с «обычным» роком, хотя и на участников ВИА
смотрели с подозрением, то уж бешеные панки с их ирокезами,
разномастным тряпьём и явно деструктивным поведением не должны были
существовать! Это было совершенно немыслимо! Вот и пронзительные cool stories
советских газет, посвященные бесчинствам западных рокеров, чаще всего
описывали именно выходки панк-команд. Особенно пикантно смотрелся
почему-то налепленный на аполитичную в целом панк-тусовку ярлык
«фашиствующих элементов».
И всё-таки панк потихоньку приживался —
пусть он был в глубоком подполье, пусть само слово «потихоньку»
применительно к панк-музыке звучит оксюмороном, но что есть, то есть.
Появились даже разные школы, так сказать: например, суровый сибирский
панк с его протестной тематикой и довольно сложным для панка саундом
очень трудно было перепутать со скоморошеством «Сектора Газа» или
ироничным раздолбайством «Бригадного Подряда».
Московский
панк в те годы не сказать чтобы особо выделялся: одно дело играть эту
музыку где-то на периферии, другое — непосредственно в столице.
Московские панк-команды не образовали своей уникальной субкультуры, как
это было с сибирским андерграундом, а большая их часть и вовсе ненадолго
пережила СССР. По-настоящему панк возродился в Москве уже в девяностых,
но этого бы не произошло, если б его не тянули на себе корифеи,
оставшиеся ещё с советских времён. Одной из таких легендарных команд
была группа «НАИВ», отпраздновавшая в прошлом году четвертьвековой
юбилей.
«НАИВ» образовались в 1988-м году, горячее время, когда
панку оставалось лишь несколько шагов для окончательного выхода из
подполья. Основал группу человек по имени Александр Иванов – не тот, что
ведущий «Вокруг Смеха», и не тот, который «Боже, какой пустяк» – нет,
то был другой Александр Иванов, более известный в панк-комьюнити под
псевдонимом «Чача». Тогда, впрочем, Чача был не Чачей, а военнослужащим
Советской Армии, где он и встретил будущего коллегу по группе Максима Кочеткова.
Следующие два года были потрачены не просто так – новая группа сыгрывалась,
собирала материал для того, чтобы выстрелить по-настоящему громко, и
таки выстрелила: первый альбом вышел ещё при жизни СССР, но, как ни
странно, в США (и, между прочим, попал в тамошние чарты). К моменту его
выпуска «НАИВ» уже были известными и авторитетными панками, но дебютная
запись как бы разделила чертой коллектив художественной самодеятельности
и настоящую матёрую панк-группу.
С каждым годом москвичи всё
упрочивали своё положение одной из главных команд российского панка,
каждый новый альбом добавлял к армии их поклонников ещё пару-тройку
дивизий. «НАИВ» с несвойственным жанру трудоголизмом давали десятки концертов, записывались в коллаборациях
с другими рокерами, - всё это привело к тому, что в один прекрасный
момент группа... нет, не распалась, но ушла в длительный творческий
отпуск. Чача задумал новый проект, а большинство музыкантов группы
объединились с недавно покинувшим «Агату Кристи» Глебом Самойловым.
Иногда творческий отпуск плавно переходит в похороны, но это не тот случай: панковский
дух Чачи и К возобладал над усталостью и истощением, и «НАИВ» вернулся
аккурат к 25-летнему юбилею группы. Но яростной юбилейной программой
дело не ограничилось – в этом году музыканты наконец-то начали работать
над новым материалом, который, вполне возможно, войдёт в новый альбом
флагмана московского панка.
8 ноября, 20:00
Концертный зал А2
просп. Медиков, 3 (м. Петроградская)
(812) 309-99-22
|