Фолк-рок начал захватывать мировую музыкальную сцену незаметно и как-то исподтишка. Это не было таким яростным и буйным порывом, как у панк-рока или вдумчивым освоением новых территорий, как у арт-рока. Просто то одна, то другая группа начинала использовать в своём творчестве народные мотивы, а потом вдруг оказалось, что некоторые исполнители строят на этом своё творчество чуть ли не целиком.
Одним из первооткрывателей жанра был, пожалуй, Боб Дилан — конечно, и до него эпизодически (а иногда и не эпизодически) фолковые мотивы встречались в западной музыке, но именно Дилан придал этому идейную основу. Остросоциальные, близкие к кантри и блюзу темы на типично американском музыкальном материале — так на Западе зародился фолк-рок.
За прошедшие с тех пор почти уже полвека фолк-рок изменился до неузнаваемости – точнее сказать, не то что даже изменился, а скорее обзавёлся потомством и кучей родственников. Родственники — это стили «этно» и «world music», с которыми фолк очень часто путают, потомство — многочисленные поджанры, отделившиеся от фолк-рока: неофолк, инди-фолк и так далее.
Вообще, касательно различий этно и фолка — это вопрос очень тонкий, требующий детального рассмотрения и однозначных определений не имеющий. Скорее это понятно на интуитивном уровне — какую музыку ты в данный момент слушаешь: если это гитарная американа Брюса Спрингстина — то ты стопроцентно слушаешь фолк-рок, а если это африканские электронные изыски Брайано Ино и Дэвида Бирна — тогда это почти наверняка «world music».
Так что можно выделить примерно два момента: во-первых, фолковый коллектив более тяготеет к западной, условно говоря, европейской культуре, тогда как этника в основном подразумевает куда более экзотическую музыку. Во-вторых, фолк отнюдь не предполагает аутентичного исполнения: то есть, тувинец, играющий вполне западный келтик-панк — это однозначно фок, а он же, исполняющий традиционные горловые напевы — уже этника. Ну а если брать случай, когда этим самым горловым пением занимается коренной шотландец... впрочем, это уже очень трудно себе представить.
В общем, именно поэтому культовая российская группа «Мельница» исполняет стопроцентный фолк, хотя эпизодические уклоны в сторону «world music» тоже присутствуют. Странно было бы, если б не присутствовали — музыканты «Мельницы» люди крайне разносторонние и на одном стиле не зацикленные. Тем не менее, «генеральную линию партии» выделить всё-таки можно – необычайно разнообразная и изощрённая музыка с сильным акцентом на славянские корни и кельтский фольклор. Ничего взаимоисключающего в сочетании славянства и кельтики нет - «Мельнице» удаётся сопрягать вроде бы несочетаемое очень тонко и органично.
Впрочем, иначе и быть не могло — учитывая личность уникальной женщины, возглавляющей группу. Известная больше всего как Хелависа, вокалистка «Мельницы» зовётся «в миру» Наталья Андреевна О'Шей. Какая-то не очень корневая славянская фамилия? Так точно. Кельтский псевдоним, взятый для пущей аутентичности? Никак нет: дело в том, что Хелависа замужем за самым настоящим ирландец, и фамилия у неё, соответственно, тоже настоящая — по мужу.
Это выглядит очень логично, если знать, что Хелависа (к слову, одна из самых красивых женщин на нашей рок-сцене) не просто певица, которая однажды послушала альбом группы «Dead Can Dance» и захотела попробовать себя в похожем жанре, черпая информацию из интернета. Нет, Наталья — дипломированный учёный, специалист именно по кельтской культуре и, между прочим, кандидат наук. То есть поёт она не «по мотивам», а вполне со знанием дела — и это очень хорошо чувствуется, потому что только такой увлечённый и живущий этой темой человек может добиться такого идеального попадания в образ.
Конечно же, одной только старокельтской тематикой группа не ограничивается — мы неспроста ведь упомянули и о древнеславянских мотивах, и о древнескандинавских, да каких там только нет. В наступающем году группе исполняется пятнадцать лет — это, как-никак, срок немалый, и такие экспериментаторы, постоянно ищущие чего-то нового, как музыканты «Мельницы» обязательно должны были перепробовать массу всевозможных направлений. Достаточно взглянуть на список инструментов, которые используют музыканты для записи каждого альбома: этих инструментов больше, чем двадцать среднестатистических рок-групп использует за всю свою карьеру, а некоторые из них автор этих строк слышал исключительно на пластинках «Мельницы».
Так и получается, что за эти пятнадцать лет «Мельница» стала самым авторитетным фолк-роковым коллективом, и вообще одним из самых ярких явлений нашего рока. Именно рока! Не думайте, будто группа Натальи О'Шей — это усыпляющее меланхоличное бренчание на струнных инструментах эпохи войны Алой и Белой Роз. Конечно, там используются и средневековые миннезанги, и весь спектр ранней музыки, но всё это на такой сочной рок-подложке, что слушать музыку «Мельницы» с удовольствием будет и человек, знающий наизусть всего Толкина и Младшую Эдду, и просто любитель отличного рок-н-ролла, для которого крепкий гитарный хук — самое главное, что вообще может быть в музыке.
8 января 2014, 19:00
Концертный зал ДК им. Ленсовета
Каменноостровский просп., 42, (м. Петроградская)
(812) 346-39-05, 346-04-38
|