Россия (а особенно, сами понимаете, Санкт-Петербург) всегда была очень плотно связана с Германией — начиная как минимум с Петра Великого, а как бы даже и не раньше. Такие культурные связи, как Ледовое Побоище, деликатно опустим — они всё-таки носили характер эпизодический, не трендовый.
А вот настоящие, без кавычек, культурные связи России и Германии – прочны, как стальные тросы. Оно и понятно: что в восемнадцатом веке Россию так наводнили немцы, что немецкий язык был примерно тем же, чем в девятнадцатом веке стал французский. Впрочем, это вряд ли может всерьёз объяснить любовь русского человека к «сумрачному тевтонскому гению»: ведь и Россия уже совсем не та, что тогда, а Германии, собственно, в ту пору и вовсе не существовало. Но симпатия к германской культуре сохранилась, пройдя через все житейские бури, и не исчезла даже несмотря на две разрушительные мировые войны.
Правда, у нас это дело иногда принимает формы довольно странные. Вот, скажем, когда Лолита Милявская и Саша Цекало в баварских национальных нарядах пели своё классическое «За пивом, за пивом, ца-ца, тра-ла-ла-ла-ла» – что же, это немецкая культура? Как ни странно, для большинства тех, кто увлечённо подпевал этой песенке – да, так и есть, это действительно немецкая культура. Пусть и в её радикально клюквенном варианте: настоящим немцам на это, должно быть, так же забавно смотреть, как нам на пляски с медведями в голливудской экранизации «Братьев Карамазовых».
Дело тут, наверное, в какой-то парадоксальном духовном родстве русских и немцев. Это только кажется довольно странным: дескать, ну в чём же педантичный и скрупулёзный немец, человек-инструкция и человек-параграф, похож на нашего человека? И тем не менее, похож, и именно в отрыве. Что уж там, даже роботизированные японцы, пропустив пару кружек, превращаются в натуральных русских, а уж немцы — тем паче. Веселиться немцы умеют так, что их широта души может слегка шокировать даже нашего человека, ко всему, казалось бы, привычного.
Поэтому и не вызывает недоумения список участников фестиваля немецкой культуры и традиций «Das Fest», который в этом году впервые пройдёт в Санкт-Петербурге. Точнее, может, небольшое недоумение в первые минуты и появляется: «Маркшейдер Кунст»? «Zdob Si Zdub»? Сам Горан Брегович? Какое же отношение к немецким традициям имеет вся эта балканщина-цыганщина с регги-оттенками (для полноты комплекта не хватает только «Gogol Bordello», Ману Чао и каких-нибудь «Tres Muchachos & Companeros»; впрочем, пардон, «Tres Muchachos» – это практически «Маркшейдер Кунст» и есть, так что, можно сказать, весь комплект в сборе).
Как ни странно – имеет. Наверное, именно этой самой широтой души разудалая восточноевропейская катавасия к германской культуре более чем близка. Особенно это касается, пожалуй, маэстро Бреговича, который неоднократно доказывал всей своей карьерой, что может, в принципе, творить на любом культурном поле – лишь бы это было ему по душе в конкретный момент. А уж будет ли это традиционная балканщина со скрипочками из фильмов Кустурицы, лощёный голливудский симфонизм или, вот как сейчас, немецкая культура – это для главного восточноевропейского композитора большого значения не имеет. Да и собственно немецкая культура для Бреговича — такой же повод собраться вместе и сыграть что-то залихватское, как для советского человека священным праздником был День взятия Бастилии, который непременно нужно было отметить.
Брегович вообще ездит к нам в страну так часто, как ездят обычно пенсионерские евродэнс-группы, которые фактически переселились в Россию, чтоб далеко не ехать, когда надо спеть на очередном корпоративе у нефтяников Тюмени свой главный хит тридцатилетней давности. Это тем удивительней, если учесть, что Брегович, в отличие от этих групп, и не думал выходить в тираж. Его респектабельный «Свадебно-похоронный оркестр» с фурором и бурными аплодисментами, «переходящими в авиацию», принимают на лучших концертных площадках мира со всем почтением к балканской этнике. Кстати, надо иметь в виду, что в последние лет пять-семь вся эта балканская этника в мире приелась хуже горькой редьки, и большинство прежних конкурентов Горана давно отвалились в свои довольно узкие ниши «на любителя». И то, что в этих условиях Брегович не только не потерял популярность, а выдвинулся в ряды крупнейших европейских композиторов, говорит только об одном: качество немолодой югослав (он сам себя так позиционирует) по-прежнему даёт высочайшее, причём с каждым годом всё крепче и крепче.
Другие команды, которые будут участвовать в фестивале, вполне соответствуют хедлайнеру – если не по уровню известности, то по духу (хотя после того как «Zdob si Zdub» в своё время спели цоевскую «Видели ночь», ещё вопрос, кто у нас больше известен — они или Брегович). Помимо югославского композитора и вышеупомянутой молдавской группы, в фестивале поучаствуют такие люди как «Markscheider Kunst» – одна из самых уважаемых рэгги- и этно-формаций в нашей стране, а также авторитетная и заслуженная фолк-группа «Тролль гнёт ель» – эти знаменитые у нас рокеры сами именуют свой стиль не иначе как «пивной фолк», а что может быть ближе к истинно немецкой культуре?
9 августа, 14:00
Парк 300-летия Петербурга
Приморский просп., 157 (м. Старая Деревня)
(812) 232-58-82
|