Российский, а до того советский рок очень чётко делится на периоды Положим, мы не будем брать ВИА-шный период, потому что это вроде как не true-рок. Тогда наша рок-музыка будет чётко делиться на три большие фазы.
Первая — это палеозой, 70-е годы, время, когда появились «Машина Времени», «Аквариум», «Скоморохи»: полумифические мастодонты, вроде загадочных Старцев из рассказов Говарда Лавкрафта, породивших жизнь на Земле. Второй период — мезозойская эра, эпоха динозавров, 80-90-е. Она нам знакома и изучена лучше всего, а многие из тамошних динозавров («Алиса», «ДДТ», Бутусов, братья Самойловы) и сейчас находятся в превосходной творческой форме и вымирать совершенно не собираются. Наконец, третья эпоха — это кайнозой, наша ближайшая современность, первое десятилетие нового века. И вот на этом надо остановиться поподробней, потому что это время для нашего рока очень и очень важное.
На рубеже девяностых-нулевых казалось, что наш рок находится в состоянии стагнации, варится в собственном соку и уже не способен предложить что-то новое и интересное. И пускай «старики» были в расцвете сил (ну какими стариками можно было назвать тех же Шевчука с Кинчевым?) – тем не менее отчаянно нужна была некая новая волна, свежая кровь, новые идеи. Без такой «смены поколений» наша альтернатива так и рисковала потонуть под многотонной толщей заполонившей всё попсы 90-х.
Тут и произошло несколько эпохальных событий, определивших лицо нашей музыки на годы вперёд. Появились: а) «Наше Радио», б) «MTV-Russia», и в) эпичный саундтрек к фильму «Брат-2» – событие на первый взгляд рядовое, но на самом деле этапное, давшее путёвку в жизнь многим славным коллективам.
К тому моменту в России появилось немало талантливых молодых рок-исполнителей (те же Земфира, «Мумий Тролль», «Би-2», «Смысловые галлюцинации», «Король и Шут» и иже с ними). Большинство из них, невзирая на свою явную одарённость, так и сидело по своим углам в качестве медийного «неформата» – пробиться на радио и телевидение было невообразимо сложно. Появление же радио, конкретно ориентированного на молодой русский рок, и музыкального канала с массой русскоязычного контента – всё это так сплотило и консолидировало нашу рок-музыку, что теперь уже можно было смело говорить: новая волна вышла из берегов и обрушилась на слушателя (который, в общем-то, и не имел ничего против) всей своей мощью.
Одной из молодых групп, появившихся как раз в эти сроки (а именно, в 2000-м году), был питерский коллектив с названием одновременно и эстетским, и каким-то «звероватым». (Строго говоря, группа существовала под другим названием аж с 1997-го, но особых следов в культурном пространстве тот, первый, коллектив не оставил). Это была группа «Animal ДжаZ», и с первых же своих выступлений она наглядно продемонстрировала – звери тоже могут играть джаз, да-да.
Название группы кажется намеренно диковатым, эклектичным, но так и было задумано – и суть группы оно отражает в полной мере. А суть именно в этой бесконечной эклектике, сборной солянке стилей, эмоций и настроений, рафинированного интеллигентского начала («ДжаZ») и необузданного животного («Animal»). Хардкорные гитарные партии и чистый вокал Александра «Михалыча» Красовицкого вместо какого-нибудь неслыханного скриминга, который ожидаешь услышать; тонкая игра стилями и ВНЕЗАПНО жёсткий гитарный фидбэк, выдирающий из гитары все соки. Короче говоря, единство и борьба противоположностей, чистая музыкальная диалектика as is, «Звериный джаз».
Вообще, хоть питерский коллектив хронологически и относится к той самой «новой волне» – по сути дела он всегда был немножко обособлен. Если группы, раскрученные «Нашим Радио», к началу «нулевых» были уже сложившимися и зрелыми, то «Animal ДжаZ» в те годы только делали первые шаги и были, так сказать, аутсайдерами в хорошем смысле слова: не впереди и не позади, а как-то... сбоку. В формат стандартного русского рока питерцы со своим завороченным арт-кором несколько не вписывались, да и просто нужно было набить несколько шишек – группа-то была ещё очень молодой. Поэтому отечественная рок-революция начала тысячелетия группу, можно сказать, обошла стороной.
Серьёзное признание к группе, соответственно, пришло значительно позже — уже в середине десятилетия. Уже отгремел и начал уходить в небытие жанр «ню-метал», на который питерцы, чего греха таить, вначале ориентировались; зато их мелодичный металкор с арт-изысками и хардовой «тяжелякой» оказался вдруг невероятно актуальным — а учитывая то, что в таком стиле в России вообще мало кто играл, было понятно, что успех группу уже точно не минует.
Так и произошло: с 2005-го года – участие в самых престижных российских рок-фестах, множество студийных записей (в общей сложности десять альбомов за те же десять лет), игра на «разогреве» у настоящих монстров рока, которые абы кого к себе в программу не возьмут – «Garbage», «Red Hot Chilli Peppers» и, конечно же, беспощадный Генри Роллинз... И это только «магистральная линия», не считая сайд-проектов вроде «Zero People». Что любопытно, последний альбом, «Фаза быстрого сна» был записан при участии, кто бы мог подумать, певицы МакSим, с которой Александр Красовицкий с недавних пор встречается. Единство и борьба противоположностей — всё правильно.
9 марта, 20:00
Концертный зал Космонавт
Бронницкая, 24 (м. Технологический институт)
(812) 303-33-33
|