На всякой школьной фотографии непременно найдётся весьма характерный и узнаваемый ребёнок с умным и несколько отстранённым лицом, стоящий обязательно где-нибудь в верхнем ряду слева (справа). Это, как правило, и есть самый умный мальчик в классе. В отличие от явных школьных лидеров, победительно стоящих в центре, между директором и физруком, этот ребёнок вроде как и не выделяется, но можно быть уверенным – пойдёт он далеко, очень далеко.
Вот примерно роль такого ученика в русском роке всегда исполняла «самая интеллигентная команда Советского Союза» - группа Леонида Фёдорова «АукцЫон». Неброская, далёкая от декларативности и манифестов, не ревущая с баррикад и не прогибающаяся под изменчивый мир, группа уже больше тридцати лет остаётся одной из самых нестандартных и умных рок-формаций нашей рок-сцены.
Больше того. Многим нашим рок-группам вполне можно подобрать отчётливые западные аналоги, причём классический вопрос, что было раньше – яйцо или курица – в этом случае, к сожалению, даже не возникает. Но вот найти такой вот аналог для «АукцЫона» очень нелегко – на ум приходят, может быть, «Talking Heads», да и то с большими оговорками. И уж во всяком случае вторичностью здесь и не пахнет.
Впрочем, изначально «аукцЫонисты» вряд ли мечтали, что когда-нибудь вознесутся до таких высот (впрочем, грезить высотами и ТОПами – это явно не удел Фёдорова и К). По крайней мере, собравшись в одном из ленинградских ДК больше тридцати лет назад, юные музыканты играли музыку вполне традиционную для таких «дэкашных» коллективов, да и название имели соответствующе банальное – «Параграф» (позже оно сменилось на ещё более незамысловатое «Фаэтон»).
Поэтому нет ничего удивительного в том, что особого успеха группа в таком виде не снискала (и снискать не могла). Коллективов таких по Союзу были сотни, а что уж говорить о Ленинграде, где поразить кого бы то ни было хорошей рок-музыкой даже в те времена было очень сложно. И даже появление в жизни будущих «аукцыонистов» такого яркого человека, как Олег Гаркуша, особо ничего на тот момент не изменило – вытянуть музыкантов из пучины серости могло только время и неустанная работа над собой.
А работать над собой Фёдоров сотоварищи не прекращали не на секунду – постоянно осваивая новые стили, инструменты, меняя состав… К слову, лёгкая картавость Фёдорова, делающая его вокал одним из самых узнаваемых и характерным в русском роке, категорически самого Фёдорова не устраивала – до такой степени, что в какой-то момент он и вовсе перестал петь и принялся подыскивать для группы постоянного вокалиста. Вокалисты эти в группе менялись если не в товарных количествах, то всё же часто – но высшая справедливость восторжествовала, и трудно сейчас представить, что классическое «Долгая до-ога бескайфовая» поёт некто другой, пускай даже и очень чётко выговаривающий все буквы алфавита.
Вступление в Ленинградский рок-клуб, настоящую alma mater многих культовых рок-групп, изменило многое. Сменилось название (сперва просто на «Аукцион», позже – на чуточку хулиганскую переделку с буквой «Ы» посредине). Сменилась музыкальная манера. Гаркуша наконец стал полноценным участником группы, и вообще у неё впервые за долгое время появился более-менее постоянный состав. Наконец, был записан первый полноценный альбом «Вернись в Сорренто» - и хотя известность он получил значительно позже, это уже был некий весомый результат, который можно было, как у Стругацких, покачать на руке и спросить: «А вот это вы видели? Это вам уже не кукиш с маслом – это пластинка!».
Окончательный перелом же наступил с выходом альбома «Как я стал предателем». Именно эта пластинка стала началом настоящего, зрелого «Аукцыона», который мы видим и сейчас – с многогранными, метафоричными текстами (иногда намеренно «заумными» в стиле зауми «обэриутов», которых Фёдоров очень уважает), и сложными, глубокими аранжировками. А впереди была культовая «Птица»…
Нынче фронтмен группы очень часто выступает в отрыве от неё – например, в составе дуэта Фёдоров-Волков (который сам по себе явление выдающееся). Однако это не означает ни распада «АукцЫона», ни даже выпадения Фёдорова из жизни группы. Они по-прежнему неотделимы друг от друга – параллельно с сольным творчеством Фёдоров записывает и «аукцЫонные» альбомы, да и трудно уже определить, где в этом творчестве начинается сам Фёдоров и кончается «АукцЫон».
9 мая 2013, 19:00
Концертный зал "Аврора"
Пироговская наб., 5/2, ст. м. Площадь Ленина
(812) 907-19-17
|