Некоторые исполнители давно переросли короткие штанишки шоу-бизнеса, став уже чем-то большим, чем просто певцы или там актёры. Тут есть два пути — так сказать, интенсивный и экстенсивный. Одни уходят в серьёзный, недетский андерграунд, становясь этакой вещью в себе, автором культовым, но в узком кругу ценителей и почитателей. Другие, наоборот, становятся легендами массовой культуры, людьми, которых любят и ценят девяносто девять человек из ста.
Причём, заметьте, именно легендами массовой культуры, а не артефактами! Конечно, можно стать какой-нибудь «звездой в шоке» и терроризировать массовое сознание эпатажными выходками, но сколько времени такая звезда протянет до полного забвения?
Впрочем, всякого рода причуды – в этом нет ничего страшного, когда на первом плане стоит творчество, а всё остальное идёт по разряду антуража. Вон Оззи Осборн зверюшкам головы на концертах откусывал (хотя на самом деле не откусывал) – но любят ведь его не за это. Точнее, и за это тоже, но в самую последнюю очередь и довольно странные люди.
Реджинальд Кеннет Дуайт стал одной из таких выдающихся легенд, при жизни воздвигнув памятник себе нерукотворный – в конце концов, много ли вы знаете популярных исполнителей, которым британская королева пожаловала рыцарский титул? А ведь количество людей, которые знают, кто такой Реджинальд Кеннет Дуайт, исчезающе мало. Их, наверное, даже меньше, чем тех, кто знает, что полное имя Элтона Джона — Элтон ГЕРКУЛЕС Джон. Гм, к чему это я вдруг вспомнил про Элтона Джона... кажется, одно с другим никак не связано... ах да, точно. Ведь Реджинальд Кеннет Дуайт — это как раз и есть Элтон Джон.
При взгляде на этого пожилого человека в длинном лапсердаке, нелепых жёлтых очках, с причёской типа «очерки бурсы» и в соломенной шляпке не возникает вообще никаких ассоциаций со словом «рыцарь». И всё же это звание он получил не просто так: вклад Элтона Джона в культуру двадцатого века делает его куда более значительной фигурой, чем десяток каких-нибудь средневековых дядек в шлемах-горшках при дворе Ричарда Плантагенета. Сэр Элтон убедительно продемонстрировал, что мягкий рок и поп-музыка вполне могут быть настоящим искусством, а не просто ширпотребом – и уже за это заслуживает самых лестных слов.
Будущий рыцарь-бакалавр, Герой Социалистического Труда и кавалер Ордена Подвязки, Элтон Джон уже в детстве был явным вундеркиндом, одарённым до гениальности ребёнком, который освоил пианино в пять лет, а ещё через пять стал именным стипендиатом британской Консерватории. Тут совпали две ключевые вещи: во-первых, юный Элтон был невероятно одарён от природы, а во-вторых (и это даже важнее), он страстно любил музыку. Поэтому было трудно представить себе, что талантливый парнишка изберёт для себя какую-то другую стезю, кроме музыкальной. В конце концов, не зря же он отучился полный курс в той самой консерватории?
Молодой музыкант даже не стал дожидаться выхода из её гостеприимных стен – свою первую группу он собрал ещё будучи подростком. Как ни странно, она даже имела некоторый успех: по крайней мере, с ней юный Реджи даже вырвался за пределы старой доброй Англии. Его первые зарубежные гастроли прошли (что логично) в США, где парни выступали совместно с американскими кантри- и свинг-певцами.
Может, и странно прозвучит, но в родном Британском Королевстве карьера Элтона развивалась далеко не так успешно, и если бы кто-нибудь тогда сказал, что это будущий сэр и пэр, то его бы, конечно, подняли на смех. Дома Элтон (уже взявший себе этот псевдоним) без особого смысла промыкался несколько лет, пока, наконец, не выстрелил в начале семидесятых с несколькими альбомами — один краше другого; его дебютные пластинки продавались бешеными тиражами и в Англии, и в США, а сам он ездил в американское турне уже не как участник группы «Как-Она-Там-Называется?», а в качестве полноправной суперзвезды.
Так продолжалось до конца восьмидесятых. В конце восьмидесятых чуть было всё и не закончилось: Элтон Джон переживал тяжелейший духовный и творческий кризис, пил, употреблял наркотики и чуть было совсем не свёл себя в могилу. В общем, вполне типичная история для музыканта в восьмидесятые годы. И всё-таки выдающийся англичанин продемонстрировал воистину британский дух: он излечился от всевозможных зависимостей, снова стал писать замечательную (и очень востребованную) музыку, а вместо того, чтоб искать истину в вине, нашёл её в благотворительности. Трудно назвать человека, который в девяностых годах больше сделал для борьбы со СПИДом, чем сэр Элтон.
Но благотворительность — это хорошо, а как же музыка? С музыкой было всё окей. Обычно в возрасте и статусе Элтона Джона многие артисты довольствуются старым багажом, а если что и записывают нового, то не очень удачно. Сэр Элтон стал исключением из этого печального правила: его последние альбомы получили очень высокое признание у большинства музыкальных критиков, далёких от почтения к благородным сединам. Кстати, тридцатый (тридцатый!) альбом Элтона Джона продюсировал Ти Боун Бёрнетт – старец, вернувшийся в музыку после двадцати лет полузабвения с великой пластинкой «True False Identity». Что ж, гении тянутся к гениям...
В Россию, стало быть, рыцарь едет в идеальной форме. Кстати, именно Элтон Джон был одним из первых западных рок-музыкантов, выступивших в СССР ещё в конце семидесятых — традиция, сэр!
9 ноября, 19:00
Ледовый дворец
просп. Пятилеток, 1, м. Проспект Большевиков
т. (812) 718 66 20
|