Французская музыка у нас чаще всего ассоциируется с одним-единственным жанром: легендарным французским шансоном. Эдит Пиаф, Мирей Матье, Шарль Азнавур, Жак Брель (который, в принципе, бельгиец, но когда это кого смущало?)... В общем, возникает классическая цепочка ассоциаций: хрупкая девушка с короткими чёрными волосами, Эйфелева башня, над которой в ночном небе расцветают многоцветные фейерверки, чёрный смокинг и богатый бархатный баритон, тянущий: «О-о-о, Шанз Элизе...». Собственно говоря, этим представления многих людей (даже очень продвинутых меломанов!) о французской музыке и ограничиваются.
Между тем, это совершенно не отражает всей картины. Естественно, музыкальная жизнь Франции одним шансоном не ограничивается — хотя это, конечно, её визитка, экспортный товар, как чёрная икра или слоновая кость. И, как и чёрной икры, по-настоящему много этого товара не бывает — а ведь шестидесяти пяти миллионам жителей Франции надо ещё чего-то кушать: одной чёрной икрой их всех не накормишь.
Поэтому французы сильно удивятся, если им сказать, что у них в музыке существует сильный перекос в сторону шансона: это всё равно, как русскому сказать, что наша музыка преимущественно состоит из «разлюли-люли» и хороводов Надежды Бабкиной. Разумеется, это не так – и у французов полно отличной музыки, причём во всех жанрах. В одних больше, в одних меньше – это, в принципе, неудивительно, так всегда бывает. Рэп, скажем, представлен посильнее, а неофолк — послабей; но подчеркнём, что свои очень интересные и своеобразные исполнители есть почти во всех музыкальных областях, вплоть до какого-нибудь экзотического мат-рока.
Метал — казалось бы, жанр, для французской музыки нетипичный и даже не совсем естественный. Французский язык больше подходит куртуазным и изысканным шансонным виньеткам, чем рычащему и громыхающему металлическому апокалипсису. То ли дело немецкий! Рыкнешь, дескать, «Du hast mich!» – и уже сразу понятно, почему это называется металлической музыкой. Или даже наш родной русский язык: «Бетономешалка — алкоголизм! Бетономешалка — каннибализм!». Мощно, ёмко, доходчиво, как удар молотком по пальцу. И реакцию это порождает соответствующую — вспомните, что вы обычно говорите, когда бьёте молотком по пальцу. Вспомнили? Вот-вот: вполне в духе настоящего хардкора.
А возьмём теперь французский: сплошные «уи, манифик, пардоне муа, же не манж па сис жюр»... Ну разве же это язык для яростной и тяжёлой металлической музыки? Вот, к примеру, законодатели мод финны, у которых язык тоже музыкальный и певучий, вышли из положения просто: большинство финских групп просто поют на английском языке. Вообще это часто воспринимается критиками как моветон: дескать, музыкант просто не умеет пользоваться родным языком, а английский все эти огрехи скроет. Но в случае с металом это, как ни странно, вполне оправданно: уж больно он жёсткий и конкретный, как специально созданный под этот жанр.
Французская группа с типично металлическим названием «Betraying the Martyrs» («Предавая мучеников», да; очень типично) поступила точно так же: родной французский оставила последователям Азнавура и Гинсбура, а сами французские металлисты предпочитают петь на английском. Это тем более логично, если учесть, что вокалист группы Аарон Мэттс — самый натуральный англичанин. Впрочем, Мэттс далеко не сразу стал голосом группы — а она с первых дней своего существования была англоязычной.
«Betraying the Martyrs» была создана относительно недавно — в 2008-м году. Её участники уже не были неопытными птенцами: у всех музыкантов уже был опыт игры в более-менее популярных металлических коллективах, так что группа долго не раскачивалась, как это бывает с командами, которые растут вместе со школьной скамьи. Нет, французы сразу взялись за дело и погнали с места в карьер. Год ушёл на притирку и отладку механизмов (это, по музыкальным меркам, вообще не срок — некоторые группы сыгрываются годами), и в 2009-м группа уже выпустила свою первую запись, пока ещё шорт-плей.
Все труды по продюсированию и сведению альбома группе пришлось взять на себя – и музыканты вполне прилично справились с этой задачей. Мини-альбом в суровом и консервативном металлическом комьюнити разошёлся быстро и без остатка, а это позволило французам поехать в большое турне, ставшее в итоге судьбоносным. Ведь именно в ходе этого турне металлисты познакомились с Аароном Мэттсом, который и заменил ушедшего вскоре первого вокалиста группы. Первый свой полноценный альбом «Betraying the Martyrs» записали уже с Мэттсом на вокале.
Успех группы во многом сложился из того, что большинство музыкантов (а в их числе и наш соотечественник Марк Миронов, ударник) прежде играли в очень разных по стилю командах – не все из них даже были металлическими. Это и помогает группе добиваться очень своеобразного, разнородного звучания — не зацикливаясь на чисто металлических «примочках». Такая способность взглянуть на жанр как бы со стороны делает «Betraying the Martyrs» чем-то большим, чем очередной европейский дэткоровый коллектив (это уж не говоря о том, что много ли их вообще — европейских дэткоровых?). Так что не одним «Шанз Элизе» жива французская земля — погромыхать здесь тоже может знатно.
9 сентября, 20:00
Клуб Зал ожидания
наб. Обводного канала, 118 (м. Балтийская, Фрунзенская)
(812) 777-05-05
|