Джаз — великая и очень старая форма искусства. Начнём так, пожалуй...
хотя, выходит, сразу же погрешим против истины: потому что старым джаз
можно назвать только по скоротечным человеческим меркам. Если сравнивать
со многими другими жанрами — джаз вполне молод, а по сравнению с
некоторыми даже и юн.
|
|
Что главное в классическом, правильно организованном рок-концерте?
Музыка? Ну да, хорошо. Но любимую рок-музыку мы вполне можем послушать
дома в несравнимо лучшем качестве. Даже лучше: можно не зависеть от
звука, который не на всех концертах бывает хорошим, включить свою
качественную дорогую аудиосистему, уютно устроиться в своём уютном
кожаном кресле, накапать себе в стаканчик чего-нибудь приятного с
двенадцатилетней выдержкой и спокойно наслаждаться.
|
|
Искать в нашем отечестве настоящую готическую музыку — это нечто среднее
между мазохизмом и попытками Диогена с фонарём посреди ясного дня найти
человека.
|
|
Во всём мире для рок-музыки золотой порой был период середины-конца
шестидесятых. Именно в это время появилось большое количество групп,
максимально повлиявших на развитие рок-музыки, изменивших её лицо. Так
что это время мы в полном праве называть Золотым Веком — без него
современная рок-музыка была бы чем-то совсем иным (не факт, что хуже,
конечно... хотя факт, хуже).
|
|
Хороших рок-групп в России много. Плохих рок-групп — тем более. Баланс
между этими двумя полюсами как будто соблюдается, но вот с чем у нас
относительно туго — так это с группами культовыми. Конечно, можно
сказать, что само это определение – «культовая группа» – сильно размыто,
абстрактно и ничего, в общем-то, не означает.
|
|
С протестной музыкой у нас последние двадцать лет всё очень даже хорошо.
Собственно, иногда вообще складывается впечатление, что вся современная
российская музыка и состоит из двух категорий: сладкозвучная попса и
музыка протеста, которая борется против сладкозвучной попсы,
консьюмеризма, тоталитаризма, разных прочих «-измов» и вообще всего на
свете.
|
|
К осовремениванию классики (хоть музыкальной, хоть какой) можно
относиться по-разному: кто-то считает это кощунством и посягательством
на святое, кто-то — неизбежным злом, кто-то, наиболее радикальный, и
вовсе думает, что только таким способом можно сделать классику
актуальной в наше время.
|
|
К концу девяностых у нас в стране обозначилась, как это у нас обычно и
бывает, смена эпох — во всех смыслах: на смену ревущим девяностым, о
которых немногие вспоминали по-доброму, приходили туманные и совершенно
неизвестные «нулевые», от которых непонятно было, чего ждать.
|
|
Русский рок заслуживает много положительных эпитетов в свой адрес (равно
как и много отрицательных, но об этом как-нибудь в другой раз). Но есть
у него хронический недостаток, о который наша рок-музыка бьётся даже
уже не годы, а десятилетия: сильная внутрижанровая ограниченность.
|
|
Итальянская музыка в России традиционно пользуется популярностью
совершенно грандиозной — даже большей, наверное, чем французская. Это
явление традиционное, со времён Союза и до наших дней.
Само собой, имеется в виду именно классическая итальянская эстрада, пресловутая «Феличита».
|
|
Что такое инди-музыка — едва ли кто из музыкальных критиков сможет
сказать со всей определённостью.Хотя в наши дни у этого понятия появился
вполне точный смысл: так обычно называют анорексичный гитарный рок,
сыгранный тихими моднявыми юношами (как бы хипстерами) в шарфиках.
|
|
Есть в нашей рок-музыке немало групп и отдельных исполнителей, без
которых эту самую музыку представить себе просто немыслимо. Это, так
сказать, билдинг-блоки: разве можно просто так, незаметно, вычеркнуть из
нашего рока, скажем, «Алису» или «Наутилус Помпилиус»? Разумеется, нет —
потому что в неоднозначном, но величественном здании русского рока
сразу возникнут зияющие провалы.
|
|
Джазовая музыка очень крутая не потому что «для эстетов» и «нужно
слушать для интеллектуальной духовности». Это всё можно сказать и про
многие другие жанры, и вообще довольно трудно объяснить человеку, почему
вдруг это сделалась элитной корневая музыка американских негров,
которую ещё сто лет назад белые исполнители играть просто гнушались.
|
|
К советской эстрадеу нас в обществе нынче отношение неоднозначное и
двоякое: одни считают её серой и безынтересной (даже отмечая несомненный
профессионализм исполнителей), другие, напротив, испытывают нечто вроде
ностальгии — мол, вот тогда-то у нас была отличная поп-музыка, а что
теперь?
|
|
Старый, помятый... нет уж, извините за выражение, «покоцанный» кабриолет
с симпатичной блондинкой за рулём, несущийся по хайвею, - не сюжет ли
это клипа «Кабриолет» Любови Успенской? Не совсем, хотя одно верно — это
действительно сюжет клипа, и если вы его в своё время не видели, то,
вероятно, совсем не интересовались музыкой и не смотрели канал «MTV».
|
|
В конце 70-х и начале 80-х зародилось огромное количество новых
музыкальных стилей: что в поп-музыке, что в роке, что в совершенно новых
областях. Взорвался сверхновой звездой и потух классический панк.
Делало первые, ещё робкие шаги гедонистическое диско. Рэп начал
потихоньку выходить из своего гетто, а металл уже готовился к распадению
на сотни и тысячи совершенно независимых вариаций — от дэта до
симфоника.
|
|
Если вдруг начать теледебаты на тему «Лучшая группа в русском роке», то
результат может переплюнуть даже политические баталии перед выборами в
Госдуму — со всеми вытекающими, как то: плескание соком, брызги слюной и
ритмичные удары по лицу.
|
|
В нашем роке нередка ситуация, когда группа, появившаяся, скажем, во
времена Горбачёва, известность получила уже во времена Путина — и
поэтому по инерции считается группой как бы «молодой», хотя музыкального
стажа у неё четверть века.
|
|
Франция — страна очаровательная. Это утверждение, в общем, не требует
доказательств — аксиома, так сказать. Причём слово «очаровательная»
очень сушественно — можно сыпать другими эпитетами, вроде «прекрасная»
или «дивная», но тогда теряется важный нюанс: способность Франции именно
очаровывать людей.
|
|
И у нас в стране, да и в мире в целом, музыка из республик бывшей
Югославии воспринимается как нечто экзотичное и малоизвестное. То есть,
что хорватский рок, что, гм, бурундийский джаз-рэп — практически
одинаково: музыка из стран третьего мира. На слуху, конечно, легендарный
Горан Брегович, которого, благодаря выдающимся саундтрекам к фильмам
Эмира Кустурицы, знают во всём мире. Всё остальное проходит по разряду
чистой музыкальной экзотики.
|
|
Начало 1970-х годов было истинным Золотым Веком классического рока. То
есть, тогда он, собственно, не был классическим — это звание ему ещё
только предстояло получить. Но, учитывая, как мощен был этот рок-порыв, –
становилось ясно, что статус бессмертной классики он получит в весьма
недалёком будущем.
|
|
В российской рок-музыке процесс смены поколений очень символично
пришёлся точнёхонько на стык тысячелетий. В этом есть глубокий
внутренний смысл: страна из кошмарных 90-х вступала в следующее
десятилетие с немалой надеждой на обновление — и отчаянно жаждала новых
лиц. Лиц, которые уже не ассоциировались бы с баррикадами, «роком против
всего» и потрясающими страну всевозможными бедами.
|
|
Десятилетие с середины девяностых по середину «нулевых» стало временем
расцвета новых форм в рок-музыке. В начале девяностых появился гранж и,
прежде чем громко умереть, выбросил в пространство несколько групп из
категории «хранить вечно» - да и просто очень сильно повлиял на
рок-саунд этой эпохи.
|
|
В создании кино музыка нередко играет ничуть не меньшую роль (а в
отдельных случаях — и большую), чем труды режиссёра, оператора или
актёров. Ну вот к примеру, можно ли представить классические спагетти
Серджо Леоне (и его же эпик «Однажды в Америке») без пронзительной
музыки Эннио Морриконе?
|
|
У российского шоу-бизнеса такое количество органических и нерешённых (и
нерешаемых!) проблем, что если начать их все перечислять, то можно за
одну ночь поседеть, как гоголевский Хома Брут. Причём бегут года,
приходят и уходят всё новые исполнители, а в лучшую сторону как-то особо
ничего не меняется.
|
|
Город Детройт сейчас находится в таком состоянии, что у многих людей,
считающих Америку самой благополучной страной мира, может случиться
натуральный когнитивный диссонанс. Город недавно официально
обанкротился, градообразующие предприятия пребывают в упадке, а средний
класс из более-менее обеспеченных пригородов предпочитает даже не
соваться в центральную часть города, где темно, грязно, а по вечерам
стреляют, причём далеко не всегда по банкам из-под пива.
|
|
С чем у вас ассоциируется слово «Неприкасаемые»? Ну, ассоциаций может
быть много. Например, бригада следователей под руководством агента
Элиота Несса, который засадил за решётку самого Альфонса Капоне. Если вы
смотрели одноименный фильм Брайана де Пальмы — тем более: строгие
костюмы, шляпы, винтажные автомобили, Роберт де Ниро с бейсбольной битой
и Кевин Костнер, элегантно палящий по бандитам из винтажного же
«томми-гана» с дисковым магазином
|
|
17 ноября легенда постгранжа из ЮАР Seether выступит в петербургском
клубе "Космонавт" в рамках тура "An Intimate Night With Seether".
|
|
Когда мы говорим о современной музыке, так и подмывает ляпнуть
что-нибудь вроде: «В современном мире го проще пробиться к славе, чем
его коллеге сорок лет назад». И по форме, и по содержанию этого
высказывания сразу возникает куча вопросов – что ж, давайте разбираться.
|
|
Каждый житель России, которому сейчас несколько за тридцать, должен
испытать слабый приступ тахикардии, когда при нём скажут вслух выражение
«музыка эпохи перестройки». «Мираж»! «Фристайл»! «Ласковый май»!
Благородный идальго Вадим Казаченко в блестящих шароварах! Мужественный
есаул Олег Газманов, прыгающий по сцене тройным полувинтом с прокрутом
вплоть до проламывания этой самой сцены! Ну как не умилиться сердцем,
вспоминая всё это?
|
|
Российский музыкальный авангард (электроника, к примеру) всегда был у
нас в положении сугубо андерграундном: исполнители, которых на Западе
отрывали буквально «с руками», в собственной отчизне зачастую были
просто никому не нужны и уезжали за рубеж – иногда в поисках лучшей
доли, иногда за новыми впечатлениями, порой просто потому, что там им
комфортней работалось.
|
|
Представители бывших союзных республик (в какой угодно сфере: музыка,
кино, спорт и проч.) у нас как-то традиционно воспринимаются «своими»,
вроде как и «заграницей», но в то же время и не совсем.
|
|
Поколение, воспитанное на самых терминальных проявлениях феномена
«поющих женщин», долго ещё будет воспринимать слова «женская группа» как
синоним чего-то диковато-несусветного, прекрасного в своей
очаровательной пошлости.
|
|
Эпатажным и вызывающим поведением рок-исполнителя нынче никого не
удивить: классическая и залихватская формула «Секс, наркотики и
рок-н-ролл» сейчас уже выглядит наивной и умилительной, как старый
дедушка, который вдруг натянул на себя футболку на три размера больше и
начал зачитывать жёсткий гангста-рэп. Кому в наше время — да что там,
ещё во времена «Doors» - могло бы это показаться шокирующим?
|
|
Британская индастриал-музыка хоть и зародилась примерно в те же времена,
что и великие рок-группы вроде «Doors» или «Pink Floyd», но развивалась
как бы в стороне, будучи аутсайдером (в хорошем смысле этого слова).
Про английский индастриал, хотя он оказал огромное влияние на развитие
рок-музыки в целом, слышало сравнительно мало народу.
|
|
Такое вообще бывает крайне редко — когда участники действующей
рок-группы не только не играют вместе, а вообще находятся на разных
континентах. Звучит, конечно, парадоксально и даже абсурдно.
|
|
Франция — сама по себе страна очень музыкальная, и одной из первых
ассоциаций с ней будет песня - «Марсельеза». Но даже без «Марша Рейнской
армии» музыкальных ассоциаций, когда речь зайдёт о Франции, будет очень
много — тут вам и Серж Гинсбур, и Шарль Азнавур, да и ещё десятки имён.
|
|
Отечественная музыка — это один из самых крепких столпов современной
российской культуры. На фоне несколько сомнительной ситуации в
российской литературе и вполне трагической — в кино, музыка смотрится
вполне выигрышно.
|
|
Говорить про неспадающую популярность ретро-музыки вроде и не следует: в
конце концов, не так уж много народу всерьёз слушает какие-нибудь
госпелы 30-х годов или даже классический рок-н-ролл от Фэтса Домино или
Литтл Ричарда. Да и само это определение довольно размытое: где провести
грань между ретро и не-ретро?
|
|
Русский человек в душе своей нередко тяготеет к чему-то экзотическому,
непривычному, неординарному. А уж если речь заходит о кельтской культуре
— то тут у него сразу же отказывают тормоза и начинается лёгкое
умопомрачение.
|
|
Главной проблемой русского рока, на скромный взгляд автора этой статьи,
всегда были отнюдь не те вещи, в которых его чаще всего принято
упрекать. Ну, что там обычно бывает в листе ненависти: вторичность,
устарелость, нежелание или неумение развиваться, просто не самый высокий
уровень по сравнению с западным роком... Это только то, что приходит в
голову сразу после прочтения профильной прессы; если посидеть и подумать
— вспомнится ещё тысяча и одна претензия.
|
|
Канада — страна прекрасная, удивительная и русскому человеку очень
близкая. Медведи в ушанках, в отличие от нашей отчизны, по её площадям
не бегают, бородатые казаки клюкву водкой из самоваров тоже не запивают,
но во всём остальном сходств немало. Гигантская северная страна с
суровым климатом и широкой души людьми — что нам может быть роднее? А
если учитывать, что страна эта ещё и очень музыкальная...
|
|
«Scorpions» были основаны настолько давно, что это само по себе кажется
чем-то невероятным: в 1965-м году. Однако человек, с которым группа
ассоциируется уже много десятилетий, невысокий мужчина в культовой кепке
и с выдающимися вокальными данными по имени Клаус Майне, присоединился к
группе только в 1969-м – и, пожалуй, именно с этого момента можно
говорить о «настоящих Скорпах» в таком виде, в каком мы их знаем и
любим.
|
|
Бытует мнение, что вся современная популярная музыка (не только «попса»,
но вообще любой более-менее распространённый жанр») вышла из блюза. В
общем-то, это суждение очень близко к истине: во всяком случае блюз
радикальным образом повлиял на возникновение и развитие многих
крупнейших стилей, вроде джаза и позднего кантри.
|
|
Многие группы с постсоветского пространства у нас давно уже
воспринимаются «своими». Касается это, конечно, далеко не всех: идейных
украинцев «Океан Эльзы» или поющих на молдавском «Zdob si Zdub» ни при
каких обстоятельствах не получится назвать «нашими» - даже при том, что в
России они выступают не реже, чем у себя на родине. Но есть и другие примеры, и они не менее показательны. Белорусская
группа «Ляпис Трубецкой» уже настолько своя в нашей стране, что далеко
не все вообще в курсе, что она, собственно говоря, белорусская.
|
|
Немецкая рок-музыка должна быть суровой по определению. Готический
шрифт, военные марши, тевтонские псы-рыцари, готские завоеватели и дикие
воинственные херуски, разгромившие в Тевтобургском лесу три римских
легиона – разве народ, который ассоциируется со всем этим, может
породить манерный инди-рок или вообще какой-нибудь бабблгам?
|
|
P.O.D. ждали в России более 10 лет. Калифорнийцы выстрелили в 1996-м,
выйдя на мировую сцену с адским коктейлем из нью-металла, рэп-кора и
христианского металла с примесями рэгги.
|
|
Музыка в стиле «хип-хоп» изначально считалась (да и была) музыкой
темнокожих. Зародилась она в 70-х годах в негритянских кварталах США, и
долгое время на поле рэп-музыки играли только афроамериканцы.
|
|
Для людей, которые, скажем так, не погружены в классическую и
академическую музыку, фамилии великих композиторов прошлого значат
примерно столько же, сколько имена классиков из обязательной школьной
программы. То есть вроде бы не ознакомиться нельзя, но лучше как-то... в
сборнике «Произведения русской литературы в кратком изложении».
|
|
У русского рока есть два пращура, две заснеженные вершины где-то там,
под облаками, - это, конечно же, «Аквариум» и «Машина времени». Но вот
по причине этой их «заоблачности» мы их применительно к контексту
русского рока рассматривать как раз не станем. Разговаривать о детищах
Гребенщикова и Макаревича с точки зрения музыки — это всё равно что
рассматривать войну олимпийских богов и титанов с точки зрения военной
истории.
|
|
Группа как таковая ведёт свою историю с 1978-го, но по-настоящему
«Пикник» в своём современном виде зародился только три года спустя –
когда в неё на роль вокалиста пришёл и сразу прочно утвердился «сын
польскоподданного», обладатель весьма выразительной наружности и ещё
более своеобразного вокала Эдмунд Шклярский.
|
|
У острохарактерных артистов всегда есть опасность со временем скатиться в
унылое самопародирование. Купер этого счастливо избежал – он всё ещё в
состоянии и напугать вас, и отлично развлечь.
|
|
Российский хип-хоп по большей части живёт в каком-то своём, особом мире –
слегка абсурдном и даже диковатом. Кажется, что эта музыка в наших
реалиях не имеет ни малейшего шанса на успех.
|
|
Даже если отвлечься от мрачных событий XX века, то Германия всё равно
ассоциируется с чем-то сурово-военным, мощным и непреклонным. Попробуйте
включить что-нибудь немецкое специфически-жанровое – хоть «Einsturzende
Neubauten», хоть их лайт-версию «Rammstein», а лучше всего –
какой-нибудь мартиал-индастриал наподобие группы «Triarii».
|
|
Если первый сольный альбом Танкяна, «Elect the Dead», ещё мало отличался стилистически от «групповых» пластинок, то в дальнейшем Серж явно насытился стандартным «Системовским»
саундом и пустился в эксперименты – от симфонической музыки до джаза.
|
|
Блюз – один из старейших музыкальных жанров (если говорить об
относительно современной музыке – классики касаться всё-таки не будем). И
если многие музыкальные критики утверждают, что из блюза вышла вообще
большая часть нынешней музыки – что ж, это очень близко к истине.
|
|
Фолк-музыка – огромный и, как модно говорить, хтоничный пласт мирового
музыкального наследия – в том смысле, что ассоциируется с музыкальными
корнями, землёй под ногами, первоосновой. Хотя, грубо говоря, в
современной музыке не так много жанров, прямо построенных на фолке.
|
|
Вторая половина XX века с лёгкостью обскакивает по многообразию
музыкальной жизни, наверное, все предшествующие эпохи вместе взятые. Во
всяком случае, такого количества жанров, поджанров, недожанров и,
пардон, пережанров во времена, скажем, Букстехуде точно не было.
|
|
Давно минули те времена, когда страна Финляндия ассоциировалась с
оленями на красном закате, одноименной водкой, линией Маннергейма и
стареньким бородатым Сантой, одиноко глушащим водку «Финляндия» перед
тем, как сесть в свою оленью упряжку и уйти в тот самый красный закат.
|
|
Музыка протеста, как это ни странно прозвучит, всегда была крайне
коммерчески успешной и востребованной. Ладно, не будем брать во внимание
панков, которые и сами не всегда знали, против чего они, собственно,
протестуют («Я дерусь просто потому, что дерусь»).
|
|
Есть такие группы, которые сейчас могут выглядеть даже не то что
несовременными, а, прямо скажем, реликтовыми. И год основания группы
здесь роли никакой не играет – хоть бы её создали тридцать, а хоть бы и
три года назад.
|
|
Середина-конец шестидесятых годов прошлого века – время удивительное и
неповторимое, насыщенное событиями и противоречивое. Беззаботный
гедонизм – и вьетнамская война. «Дети цветов» - и мрачные, тяжёлые песни
«Velvet Underground» про наркотики и извращения. Тимоти Лири – и
операции ЦРУ. Высадка на Луне – и «Парижская весна».
|
|
Жанр, известный как трип-хоп, зародился в начале 90-х годов прошлого
века в дождливом и туманном английском Бристоле, и это как раз тот
пример, когда география наложила свой неизгладимый отпечаток на музыку:
сам жанр таким и получился – туманным и дождливым.
|
|
Инди-рок – явление настолько многогранное и разностороннее, что это
порой играет ему не совсем на руку: дело в том, что рамки жанра
настолько размыты, что туда порой запихивают всё, что только можно. Если
взять десять произвольных инди-групп и попросить их сыграть по десять
песен, то очень скоро выяснится, что одни играют альтернативу, вторые –
брит-поп, а третьи и вовсе IDM. И самое забавное, что никакого
противоречия здесь нет: всё это действительно будут инди-группы.
|
|
«Игрушки» сейчас – одна из самых востребованных российских электронных групп, настоящий хедлайнер.
Концертирует группа не только в России, но и за границей, где
пользуется не меньшим успехом.
|
|
В перестроечные годы всевозможные рок-клубы плодились как грибы по всем
городам и весям. Самые влиятельные из них, разумеется, действовали в
Москве и Ленинграде, однако запоздалая советская рок-революция шла снизу
– поэтому в каждом посёлке с тремя тысячами населения, где имелся
деревенский клуб с баянистом и красным уголком, - там тоже наверняка
имелся свой «рок-клуб».
|
|
У нас на родине принято называть 90-е годы «лихими», «переломными»,
«бурными» - в общем, придумайте любое сходное по смыслу прилагательное, и
окажется, что оно непременно уже было использовано. Если мы затеем
исследование более научное и углублённое, то в ход пойдут страшные
выражения вроде «дискурсов» и «смены парадигм». Всё это вещи
довольно-таки известные, многократно описанные и сказать тут вкратце
что-то новое достаточно трудно.
|
|
Поговорим про Уму Турман. Для начала глубоко вдохните. Потом
снимите со стены постер с Умой в образе, к примеру, Беатрикс Киддо,
поместите его перед глазами и смотрите в течение восемнадцати минут. За
это время вы успеете усвоить всю энциклопедическую информацию об Уме:
она родилась в Бостоне, её второе имя – Каруна (что бы это ни значило)...
|
|
«Fallout» - это, вообще говоря, слово жутковатое и обозначает собой
выпадение радиоактивных осадков после, например, взрыва водородной
бомбы. Любителю компьютерных игр этого объяснять вообще не нужно –
культовая одноимённая игра как раз и посвящена жизни на планете после
атомной войны. Но при чём здесь вообще музыка и какое она отношение имеет к теме радиоактивныхосадков и супергероев?
|
|
Россия, пусть даже в очень «клюквенных» её проявлениях, всегда была
интересна американцам – даже во времена холодной войны, когда было
велико просто человеческое любопытство: чем же там живут эти сумасшедшие
russkye, а люди ли они вообще? И потому появлялись «Анна Каренина» с
хэппи-эндом и «Братья Карамазовы» с медведями, цыганами и бритоголовым
Митей Карамазовым (да и не просто появлялись, но пользовались большой
популярностью).
|
|
Можно много и по большому счёту справедливо критиковать отечественную
музыку за некую замшелость и нежелание следовать западным трендам. Это и
верно, и неверно. Возможно, те же самые «ДДТ» сейчас смотрятся чем-то
несколько архаичным, умилительно сермяжным и несовременным. С другой
стороны – именно эта свирепая бескомпромиссность, нежелание идти на
поводу у трендов, и выделяет группу Шевчука из серой биомассы
современных псевдо-рок-групп, по поводу которых в принципе не понятно,
зачем, о чём и ради чего они вообще поют.
|
|
Слово «прорыв» можно воспринимать по-разному и вкладывать в него целую
кучу всяких коннотаций. Проблема в том, что они чаще всего очень
негативные. Например, прорыв танковыми клиньями врага нашей обороны. Или
прорыв теплотрассы, от которого ввысь взметается десятиметровый столб
кипятка. Или, не дай бог, прорыв при панкреатите. В общем, та самая
гексаграмма 43 из «Книги перемен», которой так боялся один персонаж
Виктора Пелевина. «Прорыв – он и есть прорыв».
|
|
Есть на свете вещи, которые не меняются никогда и не изменятся ни при
каких условиях. Хоть случись всемирный потоп, хоть атомная война, хоть
массовое переселение человечества на планету Плюк – а участники «Дома-2»
всё так же будут строить любовь, чиновники – брать взятки, а Лемми
Килмистер и группа «Motorhead» - выпускать совершенно одинаковые
альбомы, к которым можно даже не придумывать название, а просто писать
на обложке «Новый альбом группы». Приятно, что в этом хаотично
меняющемся мире есть что-то столь твёрдое и неизменное.
|
|
У человека, который не шибко разбирается (да и не особо хочет
разобраться) во всяких там музыкальных жанрах и направлениях, могут
возникнуть понятные вопросы, если он услышит выражение «альтернативный
рок». «Это как, - может спросить он, - ведь рок-музыка – это уже в
принципе альтернатива? Это что ж получается – альтернатива
альтернативе?».
|
|
Электрогитара – это штука особая. Это не просто какой-то там музыкальный
инструмент – это стиль жизни (как и акустическая, в общем-то, но там
затронуты совсем другие материи). Это предмет культа, самый настоящий
объект поклонения. И любой пацан, который мечтает когда-нибудь создать
свою рок-группу, какими бы музыкальными талантами судьба его ни
наделила/обделила, сначала думает только об одном – научиться играть на
электрогитаре.
|
|
Непросто живётся исполнителю, намеренно выбравшему для себя стезю
эпатирования публики, этакой эксцентрики. Кто-то восхищается такими
артистами, называет их «ярким пятном на общем сером фоне [подставить
нужный жанр]», кто-то, напротив, раздражённо ругается «фриками» и
«ненормальными». Но точно одно – равнодушными к таким артистам остаться
очень непросто.
|
|
Попросите десять произвольно взятых людей с улицы (не меломанов, но
некоторое представление о музыке имеющих) сказать вам, с чем у них
ассоциируется термин «русский рок». Записывайте ассоциации в блокнотик.
Впрочем, можете и не записывать – всё равно первая тройка очевидна
заранее: «ДДТ», «АлисА», «Кино» (вместо «Кино» может быть лапидарная
фраза «Цой жив», но не суть важно). Есть, конечно, ещё «Аквариум» и
«Машина времени», но они уже проходят скорее по ведомству олимпийских
богов, титанов, то есть идут как бы вне конкурса.
|
|
Это вообще очень редко бывает – когда группа лишается своего лидера,
человека, с которым она только и ассоциировалась, и при этом не
распадается и не опускает руки.
|
|
Существует не так много музыкальных жанров, которые могут с одинаковым
успехом воспринимать и рафинированные меломаны, и те, кто из всей музыки
двадцать лет назад в армии слышал кассету группы «Кино», да тем и
ограничился. То есть, конечно, формально есть разница между «Вам не
кажется, что здесь используются сэмплы из вариаций Телониуса Монка» и
«Пацаны, вот это качает музончик!» - но итог один: нравится и тем и
другим.
|
|
Панк-рок – удивительный жанр. Если взглянуть на него со стороны, то
положение дел в нём напомнит, наверное, какую-нибудь африканскую или
латиноамериканскую страну из тех, что побеспокойней.
|
|
Впервые в России: величайший комик современности с самым продолжительным
комедийным турне в истории! STAND-UP ORIGINAL и ЧАПЛИН HALL совместно с
MICK PERRIN WORLDWIDE с гордостью представляют звезду стендап-камеди
мирового масштаба ЭДДИ ИЗЗАРДА с новейшим шоу «ФОРС-МАЖОР» в России!
|
|
Если представить себе телепередачу вроде «Сто к одному», где сотню людей
на улице попросят назвать произвольную аббревиатуру из трёх букв
(гусары, молчать!) – то можно держать пари: КВН наверняка назовут очень
многие. Может, поменьше, чем КГБ или ВВП – но многие. И что самое
интересное, называя эту аббревиатуру, респонденты вряд ли вспомнят в
этот момент «кандидата ветеринарных наук» - речь пойдёт, конечно же, о
легендарном «Клубе Весёлых и Находчивых».
|
|
Жанровое деление в рок-музыке – вещь очень условная. Особенно когда речь
заходит о командах экспериментальных, не согласных всю жизнь честно
рубить простецкий, как доска, хард-н-хеви или ликвидный, но плаксивый
эмокор. Такие группы редко выходят за рамки «широко известных в узких
кругах» - широкие народные массы обычно не знают, чего от них ожидать, и
относятся с опасением. С ещё большей настороженностью к таким группам
относятся продюсеры – не каждый решится продвигать группу, которая в
пределах одного альбома может играть староанглийский фолк, индастриал и,
скажем, регги.
|
|
Музыка XX столетия – вещь очень, как бы сказать, поколенческая, где одна
эпоха сменяет другую. Шестидесятнический рок-н-ролл увял, а на его
могиле расцвёл пышным цветом и властвовал все семидесятые рок.
|
|
Если взять обычного российского мужчину, который музыку слушает в
основном на «Радио Шансон» в маршрутке по дороге на работу, и спросить
его – что такое «евродэнс», он, вполне вероятно, лишь недоумённо
разведёт руками.
|
|
Так нередко бывает в мировой музыкальной истории: когда жанр, изначально
бывший сугубо этническим, со временем перерастает эти рамки и
становится общемузыкальным феноменом.
|
|
Феномен панк-рока за рубежом (да и у нас) настолько хорошо изучен, что
не имеет особого смысла долго жевать по его поводу «это зародилось
тогда-то и потому-то».
|
|
Есть известный трюизм: «Талантливый человек талантлив во всём». Как и
все подобные обобщения, трюизм этот не особо соответствует
действительности.
|
|
Скандинавский металл – явление в своём роде феноменальное. Вполне
понятна одержимость суровых северных конунгов тяжёлой музыкой с текстами
про павших асуров и поединки богов из Старшей Эдды.
|
|
Хип-хоп в России всегда был, скажем так, в загоне – хотя бы потому, что
выбор его немного (хм…) ограничен. В США, понятное дело, человек,
который терпеть не может ганста-рэп, спокойно пойдёт на «The Roots» или
Талиба Квели.
|
|
В последние годы появился этакий новый тренд – красивые девушки,
красивыми голосами поющие красивые камерные песни на английском языке в
зоне где-то между инди- и поп-роком.
|
|
Джаз как искусство тем и хорош, что может обращаться к любой аудитории и
почти в каждом сердце вызывать отклик. Высоколобый эстет подойдёт к
вопросу академически, сухо анализируя отличия новоорлеанского джаза от
мемфисского.
|
|
Отечественная рок-музыка делится на довольно чёткие группы или, даже можно сказать, поколения
|
|
То, что современная отечественная музыка на Западе особой ликвидностью
не обладает, - факт печальный, но неоспоримый. И дело тут совершенно не в
каком-то отставании русской рок-музыки от западных аналогов – тот же
поздний «АукцЫон» прекрасно смотрелся бы на одном диске и с «Talking
Heads», и с «Fad Gadget» и даже с «Coil». Проблема именно в
нераскрученности, что ли: то, что наши музыканты не очень-то умеют
делать себе паблисити за рубежом – тоже факт, и довольно прискорбный.
|
|
Финляндия – страна небольшая и, казалось бы, периферийная. Но ещё со
времён Российской Империи во многих отношениях она была вполне
передовой. И пусть по численности населения Финляндия далеко не впереди
планеты всей – но зато нет ей равных в создании сотовых телефонов,
строительстве линий Маннергейма и особенно в производстве разнообразного
металла. И тут подразумевается не цезий (или там стронций), а
знаменитые финские металлические группы.
|
|
На всякой школьной фотографии непременно найдётся весьма характерный и
узнаваемый ребёнок с умным и несколько отстранённым лицом, стоящий
обязательно где-нибудь в верхнем ряду слева (справа).
|
|
За годы своего существования русский рок дал нашей музыке множество
выдающихся представителей жанра – и при этом удивительно разнообразных.
При формально общем направлении, спутать, допустим, «Алису» и «Звуки Му»
совершенно невозможно.
|
|
Джаз – одно из самых значительных музыкальных достижений XX века, давно уже переросший нишу сугубо эстетской музыки.
|
|
Некогда Максим Фадеев был музыкантом – певцом, исполнителем
собственных песен – и музыкантом весьма незаурядным. И хотя в этом
качестве он сделал не так много, имеющегося материала вполне достаточно,
чтобы сделать вывод: тогдашняя музыкальная конъюнктура (в лице
продюсеров и музредакторов радиостанций) загубила очень многообещающую
певческую карьеру.
|
|
Что ж – коль скоро группа «Ногу Свело» известна и по сей день (да как известна!), логично предположить, что Покровский-Якомульский выбрали всё-таки путь развития. Конечно, развитие без кризисов невозможно.
|
|