О, я хочу безумно жить:
Всё сущее - увековечить,
Безличное - вочеловечить,
Несбывшееся - воплотить!
Это писал А.А.Блок в возрасте не юношеском, а почти зрелом – на 34 году
жизни накануне первой мировой… И за 7 лет до своей смерти. Можно считать
это программой жизни состоявшегося поэта, литературным манифестом
величайшего из символистов России или итогом уже прошедших лет с их
взлетами, встречами, творениями и любовью?
За плечами цикл о
«Прекрасной даме», рядом та самая женщина, которой он посвятил 687
стихотворений, позади мистическая и мучительная дружба с поэтом А.Белым,
закончившаяся двумя взаимными вызовами на дуэль...
А начиналось все с
восторженной дружбы и творческого «единомыслия» (русский символизм). Они
оба станут «рыцарями Братства Прекрасной Дамы», теоретиками русского
символизма и его же поэтическими и жизненными «заложниками». А.Белый
будет слать жене Александра Александровича цветы – не корзинами, а
целыми полянами, а Блок примет родившегося неродного сына у Любови Дмитриевны. (Младенец будет от одной из совсем немалочисленных «страстей» супруги Блока – актера театра Комиссаржевской, правда, проживет ребенок всего 8 дней).
На заре отношений А.Блока и Л.Менделеевой,
оказавшихся соседями по летним дачам, юная «Лучезарная подруга» даже
заготовила письмо для поэта, могущее сыграть в их судьбе решающую роль,
но не отдала его во время очередной размолвки. «Мы чужды друг другу,-
писала она, - Вы, кажется, любили – свою фантазию, свой философский
идеал. ..от жизни тянули меня на какие-то высоты, где мне холодно,
страшно и.. скучно». А в кабинете Александра Александровича всегда
висела фоторепродукция «Скорбящей Мадонны» Джиамбатиста Сальви, где поэт увидел столь желанное сходство изображения и своей возлюбленной.
Судьба
осталась неумолимой, союз состоялся. Именно этой «картонной кукле» с
«кукольной душой» (А.Белый) мы обязаны обладанием лирикой великого
поэта. Правда, не ей одной. На последней в жизни поэта улице в
С.-Петербурге - Офицерской – он встретил не только успех своих
театральных пьес, но и красивую взаимную любовь. Эту улицу по праву
именуют «блоковской». В 40-м доме жила мать поэта, в 53-м та самая последняя любовь, его Кармен. (Известно, что после каждого спектакля «Кармен»
его прима получала в подарок от поэта розы. И под ее окном бродил
Александр Александрович, влюбленный и боящийся признания).
Здесь же был
и театр (д.№39), где сам Мейерхольд
с ошеломляющим успехом поставил его «Балаганчик», тут же в доме 57
Александр Александрович проживет последние 9 лет. В этом же здании –
дешевом доходном доме - проживали поэт И.Анненский, художник И.Репин, сестра живописца Сомова. Через столетие в этом доме организуют блоковский
Музей, входящий в структуру «Государственный музей истории
Санкт-Петербурга».
В музее А.А.Блока необычайно интересна мемориальная
экспозиция, представленная Кабинетом поэта, Столовой, Спальней и
комнатой Л.Д.Блок. Обстановка комнат состоит из подлинной мебели поэта, в
частности, его рабочий стол, стул и диван, доставшиеся Александру
Александровичу от своего деда А.Н. Бекетова
- профессора ботаники университета. Личные вещи, бумаги поэта, его
библиотеку «Прекрасная Дама» сохраняла до самой своей смерти, после –
они находились в Пушкинском Доме (Институт русской литературы АН СССР).
Наряду с мемориальной частью в музее представлена и литературная
экспозиция.
Однако квартира, где поэт создал несколько циклов («Ямбы», «Кармен»,
«Страшный мир», «Родина»), драму «Роза и Крест», три поэмы, в том
числе и «музыку революции» 1917 года - поэму «Двенадцать», не осталась
последней в его жизни. Последней для великого поэта стала маленькая
квартирка двумя этажами ниже, куда его отправили в виду революционного
«уплотнения». Полтора года великий русский поэт – «дитя добра и света» -
жил и умер в квартире, выходящей на черную лестницу…
«Предвечным ужасом объят,
Прекрасный лик горит любовью,
Но вещей правдою звучат
Уста, запекшиеся кровью!»
|