Крепостной Сашка Опекушин родился в семье лепщика в 1838 году. Мальчик так же как и отец стал заниматься лепкой из глины, и уже очень скоро стало понятно, что он обладает серьезным талантом. Отец выбил у помещицы разрешение на то, чтобы Александра отправили в Петербург на обучение.
В Санкт-Петербурге мальчик поступил в Рисовальную школу, и за два года полностью освоил программу трех лет.
В 1852 году Александр был принят в качестве ученика в мастерской Д.И. Иенсена. Здесь юноша так же продемонстрировал свое трудолюбие, и за три года изучил пятилетний курс орнаментальной скульптуры. В те годы Иенсен был весьма востребованным скульптором, заказы на оформление дворцов и частных домов просто не иссякали. Поскольку молодой Опекушин был способным и трудолюбивым, его решено было оставить в мастерской помощником, а так же начислить ему неплохую зарплату. Таким образом Александр довольно скоро собрал положенные 500 рублей и смог купить себе вольную у своей помещицы.
В качестве вольного гражданина, Опекушин в 1859 году получает право на свободное посещение занятий в Императорской Академии искусств. В этом же году совершенно неизвестного скульптора приглашают к работе над монументальным памятником «Тысячелетии я России» в Новгороде, и молодой ваятель прекрасно справляется с поручением. Эта работа привела к популярности Александра Опекуншина, и сделала его востребованным мастером.
В 1866 году совместно со скульптором М.О. Микеншиным, Александр приступает к созданию скульптурной группы памятника Екатерине Второй. Для этой композиции Опекушин выполняет девять статуй сподвижников Императрицы. За эту работу советом Академии было решено присудить Опекуншину звание классного художника первой степени.
В 1874 году Александр Михайлович создает статую Петра Великого и бюст цесаревичу Николаю, за что и получает почетное звание академика.
Тем временем, совместная работа Опекуншина и Микеншина продолжается. Они получают заказы от Морского министерства на украшение судов. В ходе этой работы Александр выполнил изваяния для более чем десяти военных судов.
Кроме того, именно Александру Опекуншину выпала честь работать над созданием первого в России памятника великому поэту А.С. Пушкину. Разрабатывая лучший эскиз, мастер создал такое количество вариаций, что эскизы едва уместились в 10 альбомов. Тридцать из этих эскизов были воплощены в пластилине и в глине. Несколько позже мастер по одному из своих проектов создал еще памятник поэту, установленный в Петербурге.
За годы работы мастер успел создать множество монументов для российских городов. Его работы находятся в Москве, Пскове, Астрахани, Пятигорске и даже в Кишиневе и Ченстохове (Польша). Кроме того, трудолюбивый ваятель создал множество ювелирных украшений, различных ваз, статуэток, ларцов и серебряных декоративных композиций.
Оказавшись ненужным новой власти, Александр Михайлович неоднократно подвергался гонениям и грабежам под видом обысков. Умер мастер в 1923 году в невообразимой бедности.
|