Там, где Российской Клеопатры
Чугунный взор так горделив,
Александрийского театра
Чеканный высится массив.
Н.Я. Агнивцев
Более двух с половиной столетий назад по приказу Елизаветы Петровны от 30 августа 1756 года Россия получила собственный национальный театр. Для этого из Ярославля была перевезена группа артистов, которую возглавлял Федор Волков. В книгах по истории культуры этот человек проходит как «отец русского театра». Директором этой первой национальной театральной труппы становится мэтр классицизма – А.П.Сумароков.
Спустя более чем полвека для первого русского театра выстраивают специальное здание по проекту К.Росси (1828-1832), обустраивают перед ним сад - и театр, и сад получают название Александринский (в честь жены царя Николая I, Александры, известной своим пристрастием к этому виду искусства).
Через сцену «Александринки» прошли почти все премьеры русской классики. Надо сказать, что не все из них «срывали шумные аплодисменты». Известен провал здесь, например, пьесы «Чайка» А.П.Чехова, той самой, которой спустя несколько лет пришлось стать триумфом нового театра, но уже в Москве (ныне МХАТ).
«Александринка» была первой не только в театральном деле. Проект К.Росси и работавшего с ним инженера М.Кларка во многом был первым и в самой инженерно-технической мысли 19 века. В этом проекте была впервые в истории предложена новая система металлических конструкций кровли. Эта идея, вызывавшая серьезные опасения и недоверие к архитектору, повлекла за собой даже остановку строительства. Интересно письмо, которое отправил К.Росси тогдашнему министру императорского двора Волконскому. В нем архитектор высказывает свое твердое убеждение в качестве и точности всех расчетов конструкций, и как гарантию предлагает повесить его на стропилах здания, если с крышей когда-нибудь что-нибудь случится. А случилось в этой всей истории следующее – здание Александринского театра стоит и по сей день, первый в его жизни капитальный ремонт случился лишь в 2005 году.
Надо сказать, что сразу после открытия «Александринки» знаменитому К.Росси в качестве огромной благодарности была предоставлена в пожизненное и бесплатное пользование театральная ложа. С этим подарком также связана трогательно-печальная история. Именитый архитектор, преобразивший своими творениями С.-Петербург почти постоянно нуждался в деньгах, в связи с чем эту свою ложу он периодически продавал.
В один из таких эпизодов в «россиновской» ложе произошел крупный скандал, почти сорвавший представление. Билеты оказались у представителей разных социальных страт – купца и дворянина, совместный просмотр спектакля в таком случае был невозможен. Этот эпизод оказался драматическим для К.России – своей безвозмездной ложи он лишился. Надо сказать, что в 1832 году Росси и вовсе отошел от архитектурного творчества, рассорившись с придворными Николая I, и в 1849 году умер практически в абсолютном забвении.
Александринский театр поражает не только своей классической грандиозной архитектурой и великолепием декоративного убранства фасада и внутренних интерьеров. При проведении капитальных ремонтных работ, например, была обнаружена абсолютная пригодность «россиновской» системы вентиляции, что обеспечивало максимальную защиту здания от пожаров.
Кроме того, «Александринка» была с самого начала поставлена на систему парового отопления, что в то время было в диковинку. Более того, был обнаружен даже действующий термометр этого отопления, замурованный в стене театра.
Право слово, не зря в те далекие времена у подъезда Александринского театра собиралась огромная очередь экипажей и карет, поскольку существовало светское «мнение», что в этот величественно-роскошный театр ходить пешком неприлично.
|