Уже в 1704 году Петр I задумывает строить в новом граде Петербурге монастырь для помещения в нем священных реликвий, как и подобает столице. Выбранное место, после освобождения Выборга в 1710 году, было помечено двумя крестами по обе стороны Черной речки. По народным преданиям на этом месте произошло важнейшее историческое сражение 1240г – битва Александра Невского со шведами.
Однако эта легенда не совсем точна, прославленная битва состоялась не в устье Черной речки, а значительно выше по Неве – там, в устье Ижоры, еще в 16 веке была поставлена памятная деревянная церковь. Постройка Александро-Невского монастыря начинается с 1712 года. Известно, что для работ на стройке крестьяне на три года освобождались от податей.
В 1713году деревянная церковь готова и освящена. Еще во время строительства сюда стали притекать богомольцы, после минимального обустройства братство монастыря стало увеличиваться монашествующими. По задумке Петра I Невский монастырь должен был собрать все лучшие российские монашествующие силы, для чего по специальным спискам царскими указами вызывались монахи практически из всех российский епархий. Петр желал видеть Александро-Невский монастырь образцом, который бы претворял в жизнь «утилитарную» идею служения монахов миру. Для чего планировалось создание здесь лечебного, учебного, исправительного и благотворительного заведений.
Так, например, собирались открыть приют для отставных и увечных воинов и госпиталь, а также первый государственный «наркодиспансер» - специальное заведение для принудительного лечения пьяниц. Как считают сами монахи, к счастью для обители, все эти планы не осуществились, поскольку главной задачей монастыря должна быть молитва.
Меж тем роль источника духовного света Александро-Невский монастырь стал играть почти сразу – в 1720 году из С.-Петербургской типографии сюда передают стан церковной печати, так возникает известнейшая типография, первой книгой которой было «Поучение в день св.Александра Невского», потом был напечатан букварь и книги проповедей и наставлений.
Здесь же создается и одна из первых школ С.-Петербурга в 1721 году, где учили азам чтения и писания, и принимали даже сирот. К 1726 году эта школа вырастает до Александро-Невской Славяно-греко-латинской семинарии, которая позже, в 1797г. становится крупнейшей Александро-Невской Академией. В 1809 году по реформе системы духовного образования ее преобразуют в С.-Петербургскую Духовную Академию.
По окончании Северной войны Петр завершает свою идею и в 1724году в монастырь торжественно переносят мощи св.князя Александр Невского. Богато украшенный ковчег с помещенной в него ракой с мощами Второго покровителя С.-Петербурга добирался из Владимира почти год, во всех городах по пути следования служились молебны, тысячи людей приходили поклониться святыне.
Когда был окончен главный монастырский храм собор св.Троицы серебряная рака с мощами А.Невского заняла в нем специальную нишу. А с 1743 года Елизавета Петровна учреждает крестный ход из кафедрального собора по Невскому к обители для тожественного молебна. Александро-Невская Лавра почти все свое время была местом паломничеств Царского рода и резиденцией духовной власти столицы. Пышность и нарядность убранств храмов была обусловлена частыми богослужениями для Августейших особ, а кладбища монастыря были самыми элитными. (Причем, интересно, что упокоиться на кладбище Александро-Невской Лавры желали и атеисты-большевики, и, сейчас на этой территории имеется «Коммунистическая площадка» с захоронением «видных советских партийных деятелей»).
Павел I своим указом от 1797 года дает Александро-Невскому монастырю статус Лавры, наряду с Троицко-Сергиевской и Киево-Печерской.
Тогда же и все главные функции этой обители получили самостоятельные организации: административная деятельность перешла в Консисторию, школьное дело отошло в ряд духовно-учебных заведений, издательством стали заниматься органы церковного управления и науки. Теперь Александро-Невская Лавра полностью сосредоточена на молитве и благотворении после пережитого ею изгнания монахов в 30-х годах прошлого века, после выноса мощей А.Невского, после традиционного превращения храма в хозяйственные склады и т.д.
Все стало на свои места, и с 1989 года серебряная рака с мощами св.А.Невского снова главная святыня, поклониться которой стекаются в Лавру не только монахи, но и множество православных христиан со всей Руси великой.
|