Белый театр занимает особое место среди камерных театров Петербурга. Его руководитель, Михаил Чавчавадзе, живет в удивительном месте, доме Зверкова, почти затворником, может, именно поэтому все жители Северной столицы кажутся ему чересчур «белыми». Именно это ощущение и дало название театру.
Первые постановки были сыграны здесь в 1995 году («На кабельных работах осенью 69 года») и 1996 году («Мрамор») – тогда они стали значимыми событиями в городской жизни. Однако не все было так гладко: театр постоянно менял пристанище, искал свою сцену, то появлялся, то исчезал. Мало кому тогда верилось, что даже несколько постановок подряд труппа сыграет на одной сцене.
В 1997 году все изменилось. В театре решили поставить спектакль «Голуби» по пьесе Угарова, места для репетиций не было, и в поисках площадки труппа пришла в Музей Достоевского. Отныне театр и музей практически сроднились, создав совместный проект, соединяющий их. Так появился спектакль «Наказание» по мотивам текстов Достоевского, однако проект оказался провальным, это была скорее не постановка, а театрализованная экскурсия по музею.
Следующим проектом стали «Европейские анекдоты» о путешествиях Достоевского по Европе. Эта постановка получилась живой, яркой и интересной. Однако настоящей театральной сцены все же не хватало, Белый театр поставил несколько спектаклей на подмостках других театров, но все же в 1999 году вернулся в музей с премьерой «Обняться и заплакать» по «Вечному мужу» Достоевского (режиссер Георгий Васильев). Спектакль получился очень своеобразным – в нем отсутствовали некоторые части текста, однако это не мешало восприятию благодаря подтексту и удачным интонациям актерской игры. Наконец-то театр и музей объединились! В 2003-м постановку представили на фестивале в Болгарии, а в 2004-м он получил 4 диплома на фестивале в Старой Руссе.
Сначала постановки играли в выставочном пространстве, но в 2002 году были сделаны небольшие преобразования в кинозале, благодаря которым труппа получила собственную сцену. Наибольший успех принесли Белому театру спектакли «Достоевский и Вайда», «Обняться и заплакать», «Нора».
|