Большой драматический театр – один из старейших в Петербурге, ведь его двери распахнулись для зрителей еще 15 февраля 1919 года, когда на его сцене играли трагедию Шиллера «Дон Карлос». Правда, первое выступление труппы прошло в Оперной студии Консерватории, а не в своем собственном здании. Уже в 1964 году театру было присвоено звание Академического, в 70-м – открыта Малая сцена, а с 92-го он получил имя Г.А. Товстоногова.
А началось все с подписания декрета о создании Особой драматической труппы (так изначально называли ныне всемирно известный БДТ) в Петрограде. У истоков театра стояли самые знаменитые личности того времени: так, формированием труппы занимался выдающийся актер Монахов, председателем директории БДТ
был А. Блок, а идейным вдохновителем – М. Горький, который во главу всего поставил не вымысел, эфемерные образы, а человека! Человека-героя, воодушевленного своей идеей, самоотверженного, честного, совершающего великие подвиги. И до сих пор здесь следуют лозунгу Горького: «Героическому народу – героический театр».
В разные годы здесь ставили спектакли по произведениям Шиллера, Шекспира, Гюго, которые прославляли благородные идеи, противопоставляя их мирской жестокости и хаосу. Для того, чтобы донести этот посыл зрителю, в театре трудились знаменитые художники Добужинский и Бенуа и архитектор Щуко. Именно благодаря им в БДТ сформировался великолепный и торжественный стиль раннего театра.
В 1921-м в театре грянули перемены: ушел из жизни Блок, покинули родину Горький и Андреева, ушли из драмтеатра Бенуа, Юрьев и Лаврентьев. Здесь появилась новая плеяда художников и режиссеров, которые ставили в основном пьесы своих современников.
В 1956 году, когда БДТ готовился к своему 37-му дню рождения, в театре появился новый режиссер – Георгий Товстоногов, с которого в его жизни началась новая эпоха. Георгий Александрович сумел создать в театре такую атмосферу, которая позволила ему стать на протяжении многих десятилетий, пожалуй, лучшим театром в стране. Различные спектакли, созданные мастером («Лиса и виноград», «Ревизор», «Мещане», «Три сестры», «Три мешка сорной пшеницы», «На дне» и другие) стали не только знаменательными событиями в жизни Ленинграда, но и всей страны, ведь режиссеру удалось собрать лучшую драматическую группу страны, где играли Смоктуновский, Юрский, Лебедева, Борисов и многие другие.
23 мая 1989 года Георгия Товстоногова не стало. В те дни, когда театр еще не мог оправиться от тяжести утраты, новым художественным руководителем был назначен К. Лавров, народный артист СССР. Он приложил все возможные усилия для сохранения особой театральной атмосферы, царившей здесь, мощного генетического кода, заложенного Георгием Александровичем, и сценического менталитета труппы. Новый руководитель театра приглашал сюда ставить пьесы талантливых режиссеров, среди которых был и Чхеидзе, поставивший Шиллеровские «Коварство и любовь» - постановку, задуманную еще Товстоноговым, но так и не осуществленную. Эта премьера стала первой на театральных подмостках с момента ухода великого мастера.
27 апреля 2007 года Большой драматический театр простился с Кириллом Юрьевичем Лавровым. Вскоре художественным руководителем был назначен Т. Чхеидзе, который старается не нарушить царящую в театре атмосферу, прислушаться к голосу сердца и бережно сохранить заложенные здесь Товстоноговым традиции.
Сейчас на сцене БДТ идут спектакли по произведениям мировой и русской классики, а также современной драматургии. Особой популярностью у зрителей пользуются «Копенгаген» Фрейна, «Таланты и поколения» Островского, «Дом, где разбиваются сердца» Шоу, «Дон Карлос, инфант испанский» Шиллера, «Старик и море» Хемингуэя, и многие другие.
|