Музей Фаберже – это один из новых музеев Санкт-Петербурга, открытый в 2013 году. Если постараться кратко охарактеризовать эту жемчужину в музейной среде Северной столицы, то музей можно назвать воплощением изящества и роскоши.
Музей Фаберже располагается в красивейшем прекрасно отреставрированном дворце Шуваловых на набережной Фонтанки. Большая часть музейных экспонатов – шедевры ювелирного мастерства. Сердце коллекции – яйца Фаберже, созданные в период с 1885 по 1917 год. Впрочем, справедливости ради отметим, что музей Фаберже совершенно напрасно ассоциируют только с коллекцией императорских пасхальных яиц. Музей насчитывает более 4000 экспонатов, расположенных на площади в 4700 квадратных метров.
Посещение Музея Фаберже – это настоящее эстетическое удовольствие, которое вы начнете получать, как только вступите на первую ступеньку парадной лестницы. Весь интерьер дворца Шуваловых, прекрасно воссозданный, яркий, дорогой и изысканный – пленит вас своей аристократичной роскошью.
Поднявшись по парадной лестнице, у посетителей есть выбор – с чего начать осмотр. По центру находится самое главное в этом музее – пасхальные яйца Фаберже. Их коллекция собрана в Синей гостиной. Осмотр можно начать с них, но мы рекомендуем придерживаться экскурсионного маршрута, войдя в правую дверь, и оказаться в Рыцарском зале, из которого двери ведут в Бежевую и Красную гостиные.
Рыцарский зал и его экспонаты – пожалуй, единственные в музее, которые не отсылают посетителей к теме светской жизни. Акцент интерьера самого зала сделан на фризе с изображением средневекового рыцарского турнира, а экспонаты зала носят военную тематику. Серебряные чаши, кубки, столовое серебро украшено символами военной доблести и гербом Российской Империи.
Из Рыцарского зала можно перейти в Бежевую гостиную, в которой собраны экспонаты, выполненные в технике русской эмали придворной фирмы Павла Овчинникова.
Кружева и яркие узоры из эмали на сервизах, вазах, чашах и других предметах пленят своей яркостью и переливами солнечных красок. Рассматривая экспонаты бежевого зала можно увидеть в какой технике обрабатывалось серебро, какие методы эмалировки помогали достичь таких восхитительных результатов. Посетители могут обмануться эпохой происхождения этих предметов ювелирного мастерства – из-за того, что экспонаты выполнены в неорусском стиле можно ошибочно отнести их к эпохе допетровской России, хотя в реальности все предметы в этом зале созданы в XIX и XX веках.
Еще один зал с русским серебром – Красная гостиная. Здесь собраны изделия из серебра известных ювелирных фирм, являющихся Поставщиками Императорского двора. И снова столовая посуда и предметы интерьера, изяществу которых невозможно не дивиться. Тончайшая работа, удивительные находки мастеров, игра форм и персонажей.
Из Красной посетители попадают в Синюю гостиную – центральную и по расположению, и по коллекции, собранной в ней. Пасхальные яйца Фаберже – символ этого ювелирного дома, прославивший его на весь мир. Словосочетание «яйца Фаберже» стали неким символом дореволюционной России, образом, через который воспринималась императорская семья и высший свет империи на Западе.
К слову сказать, Карл Густавович Фаберже – выдающийся ювелир, основатель династии мастеров ювелирного дела, известен не только своими пасхальными шедеврами, но и другими ювелирными находками, в том числе гильоше-эмалями.
Всего Карлом Фаберже было создано 71 пасхальное яйцо, 52 из которых принадлежало императорской семье (до наших дней сохранилось 47). В настоящее время в музее представлено 11 яиц.
Первое яйцо придворному ювелиру было заказано Александром III в желании удивить свою супругу Марию Федоровну. Яйцо «Курочка» относительно простое в сравнении с последующими творениями, но ценное тем, что именно оно положило начало традиции дома Романовых дарить друг другу ювелирные пасхальные яйца.
Главной особенностью пасхальных яиц Фаберже помимо их блестящей ювелирной работы является наличие сюрприза в каждом из них.
Так, например, в самом любимом яйце последней императрицы Александры Федоровны – «Ландышах» вверх выдвигаются портрет императора и их двух старших дочерей.
А в более позднем шедевре «Лавандовом дереве» из кроны появляется заводная птичка.
Фантазия Карла Фаберже, позволяющая ему создать не только чарующие по своей красоте ювелирные шедевры, но и придумать столько различных, неповторяющихся «сюрпризов», поражает воображение.
Пасхальные яйца Фаберже в России хранятся в 4-х музеях, при этом коллекция Музея Фаберже самая обширная.
Яйца Фаберже устойчиво ассоциируются с роскошью в превосходной степени и принадлежности к дому Романовых, и мало кто знает, что фирма Фаберже выпускала маленькие подвески в форме яиц, которые могла позволить купить своей дочери практическая любая семья. В правом углу зала обратите внимание на интересную витрину, коллекцию которой по праву можно считать предшественницей современной «Pandora». При жаловании врача в 80 рублей, а рабочего в 25 рублей одна подвеска стоила 3 рубля и дороже. Их дарили дочерям на каждую Пасху, и к выходу в свет у них мог накопиться гарнитур, из которого создавали ожерелье.
Экспонаты следующей Золотой гостиной продолжают тему работ ювелирного дома К.Фаберже для дома Романовых. Здесь представлены презентационные коробки с портретами представителей царской династии, табакерки и другие подарки среди членов царской фамилии.
Отельное место в этом зале занимает коллекция objets de fantaisie или objets d`art. Это ювелирные объекты, не имеющие никакого практического применения. Это небольшие статуэтки и цветочные композиции. Иногда объекты de fantaisie имели совсем причудливое назначение, например, конфетница для театра, в которую помещался один маленький леденец. Сам Карл Фаберже любил такие безделушки и говорил о них так: «Есть люди, которым давно надоели бриллианты и жемчуг, да иногда и неудобно дарить драгоценность, а такая вещица подходит!».
Авантзал, в который посетители переходят далее, порадует глаз великолепными эмалями-гильоше с их цветами исключительной глубины и красоты. Эмаль-гильош наносится на серебряный фон с определенным геометрическим рисунком, эта техника выглядит интересно и приковывает взгляд за счет глубины цвета.
В Авантзале собраны предметы ежедневного обихода богатых людей царской России – часы, галантерея, театральные бинокли, пудреницы и маникюрные наборы, шкатулки и фоторамки, заколки и пряжки ремней. Коллекции выполнены в различных цветах, в том числе самых популярных – голубом и семгошном.
Следом посетителей встречают Голубая, Белая гостиная и Готический зал. В последнем собрана коллекция русских икон XVI-XX вв в окладах, представляющих отдельную ювелирную ценность.
Голубая и Белая гостиные позволяют еще раз увидеть и расширить свои знания о русской эмали.
Дворец Шуваловых-Нарышкиных
Дворец Шуваловых-Нарышкиных, в котором сегодня расположен Музей Фаберже, имеет долгую историю и в наши дни благодаря размещению в нем крупнейшего частного музея России выглядит, возможно, самым блестящим образом за всю свою историю.
В дни блокады и артобстрелов Ленинграда в него попадала немецкая бомба. После революции в нем размещался музей дворянского быта, а в советское время – Дом печати и Дом техники, и даже Дом дружбы и мира с народами зарубежных стран.
Посещение музея
Музей Фаберже предоставляет посетителям очень комфортные условия знакомства с экспозиций – каждый час проводятся организованные экскурсии для индивидуальных посетителей. Стоимость экскурсионного обслуживания составляет 150 руб. в дополнение к стоимости входного билета. Приобретать билет по возможности лучше заранее на сайте музея, т.к. количество мест на каждое время ограничено.
В Красной гостиной можно воспользоваться большим мультимедийным табло для получения информации по расположению залов, их наполнению и экспонатам.
Помимо этого в залах стоят стойки с бумажными путеводителями на различных языках, которые бесплатно может взять любой желающий и по завершении осмотра экспозиции вернуть обратно.
На первом этаже расположена сувенирная лавка, в которую можно заглянуть в конце посещения музея.
Благодаря фонду «Связь времен» дворец был отреставрирован и заключил в себе богатейшую коллекцию, выкупленную в США у М.Форбса. Фонд «Связь времен» ставит своей целью возвращение в Россию культурных ценностей, вывезенных за пределы страны в ХХ веке. То, что жители России и гости нашей страны могут увидеть такое количество экспонатов, не ушедших в частные коллекции, а выставленные для знакомства и культурного обогащения – большая привилегия.
Музей Фаберже – музей Санкт-Петербурга, безусловно, рекомендованный к посещению всем, кто ценит красоту мастерства и хочет больше узнать о гениях ювелирного дела.
Цена билетов в Музей Фаберже:
-
Стоимость входного билета: 450 руб.
- Стоимость входного билета с экскурсионным обслуживанием: 600 руб.
Режим работы:
- Музей открыт каждый день кроме пятницы с 10.00 до 20.45.
- Посещение в составе экскурсионной группы - с 10.00 до 18.00. Продолжительность - 1 час.
КАК НАЙТИ?
|