В старинном особняке на Малой Подьяческой в доме 12 верхний этаж занимал князь Шаховской - начальник репертуарной части Петербургских императорских театров. Друзья Александра Александровича именовали это место «чердаком».
Талантливый режиссёр и драматург, прекрасно понимающий законы сцены, в совершенстве владел искусством композиции спектакля и строил пьесу с учетом реакции зрительской аудитории. Перу этого комедиографа принадлежат около 100 произведений для театральных подмостков, в которых были задействованы знаменитые актеры своего времени, в числе которых А. Каратыгин, И. Сосницкий, А. Асенкова.
Князь настолько был предан театру, что таковым стала его квартира. Сегодня то, что происходило там, носило бы название театрального класса-студии. Двести лет назад собрания людей, увлеченных театром и написанием пьес для постановки на сцене, принято было называть литературным салоном.
Сплав познаний в области сценического искусства и умения вести захватывающую беседу привлекали к Шаховскому множество людей. В его дом вечерами съезжались Хмельницкий, Катенин, Бегичев, Всеволожский, Алябьев, Крылов, Грибоедов, Гнедич, а также многочисленные артисты и музыканты. В воспоминаниях С.Н. Бегичева читаем: «…тут можно было увидеть и литератора, и артиста, и даровитого актера, и хорошенькую актрису, и шалуна офицера, а иногда и ученого академика…». Проводили время за чтением театральных пьес, обсуждением новых постановок.
Молодых людей особенно привлекали сюда репетиции, в которых участвовали молоденькие воспитанницы театрального училища. Наблюдая за происходящим на сцене, собравшиеся не только вступали в споры о достоинствах различных пьес и игре актеров, но и делились светскими сплетнями.
Когда-то хозяин «чердака» являлся литературным противником Карамзина и Жуковского, состоял членом «Беседы любителей русского слова» и стал героем эпиграммы тогда еще совсем молодого Пушкина. Но со временем при помощи со стороны П.А.Катенина состоялось примирение бывших противников. Шаховской перестал быть воинствующим «шишковистом» и восторженно отзывался о творчестве Александра Сергеевича. Пушкин, высмеивавший ранее «беседчика Шутовского», теперь был рад бывать у него почти ежедневно.
После, во время пребывания Александра Сергеевича в ссылке, Шаховской готовит для постановки на сцене эпизоды из его «Руслана и Людмилы» и «Бахчисарайского фонтана». А в 1836 году имеет смелость представлять «Пиковую даму».
Пушкин упоминает хозяина «чердака» в своих письмах к друзьям: «право добрый малый, изрядный автор и отличный сводник». В «Евгении Онегине» находим такие строчки: «…Там вывел колкий Шаховской Своих комедий шумный рой…»
Литературоведы сходятся о мнении, что знакомство с Пушкиным оказало влияние на позднее творчество А.А. Шаховского.
Знаменитый «чердак» остался в истории Петербурга удивительным примером встреч театральных и богемных кругов.
|