«Честь Всероссийскому флоту! С 25 на 26 неприятельский военный турецкий флот… атаковали, разбили, разломали, сожгли, на небо пустили, потопили и в пепел обратили, а сами стали быть во всем архипелаге господствующими», - писал о Чесменском сражении адмирал Спиридов в донесении императрице.
Чесменская церковь вместе с «одноименным» путевым дворцом (т.е. дворцом для августейшего отдыха в пути) составляет архитектурный ансамбль, который при всем своем небольшом «размерном» масштабе является самым значительным и крупным памятником удивительного петербургского стиля – неоготики 18 века. Сам дворец возводят в 1774\77гг. м для Екатерины Великой по проекту Ю.М.Фельтена, а уже в 1777\80 гг. этот же архитектор строит и церковь при нем.
Вначале о стиле
Говоря о Чесменской церкви, в первую очередь, акцентируется именно ее архитектурное решение. Храм спроектирован в виде квадрифолия, что само по себе весьма знаменательно. В архитектуре так именуется фигура, которая:
- имеет замкнутую форму (Чесменская церковь решена как круглая);
- обладает двумя осями симметриями (вертикаль-горизонталь, которые делят её соответственно на 4 «равных» сектора - полукружия);
- образована разворотами этих полукружий выпуклостями наружу.
Увенчан Чесменский храм пятиглавием – это русская традиция церковной архитектуры. Пока в этих характеристиках нет еще ничего от стиля готики или неоготики. Элементы этого направления появляются лишь в многочисленных тонких вертикально устремленных тягах, которыми буквально испещрены стены церкви. Так Фельтен «нейтрализует» массивный объем сооружения, придавая ему готическое «тяготение» к небесам. Еще одним заимствованием из «воздушного стиля» готики становятся окна в виде стрельчатых проемов, зубчики и остроконечные пинакли, а также «роза» окна над самим порталом храма.
В качестве нарядности декора Фельтен использует кружевной узор, которым словно «оплетен» весь Чесменский храм.
Историческим «поводом» для его возведения была победа в Чесменской бухте, когда в 1770 году российским флотом был повержен турецкий флот. Собственно храм и был памятником этому событию, а позже это название стали употреблять и в отношении дворца. Чесменский дворец - тоже неоготическое решение – это равносторонний треугольник в основе, ориентирующийся на форму средневекового рыцарского замка. Таким образом, весь Чесменский ансамбль – уникален в своей единой неоготической красоте, привнесенной и модой на экзотические формы, и романтизмом эпохи, и желанием продемонстрировать историческую преемственность самого царствования просвещенной императрицы. Так, во дворце была организована большая портретная галерея и русских князей, и русских царей, правивших страной.
Теперь об истории
О месте возведения Чесменского ансамбля существует предание, повествующее о том, что именно здесь (а это 7-ая верста Царскосельской дороги) императрицу догоняет гонец с радостной вестью о разгроме турок. К слову, само это место на тот момент было простым болотистым районом, что, впрочем, не помешало Екатерине повелеть поставить тут дворец и храм. Поначалу новый путевой дворец именовался Кикерикексенским (таково было географическое название этой местности), но впоследствии он стал называться Чесменским.
Эта победа российского флота действительно была легендарной. Наши силы были меньшими, чем турецкий флот, тем не менее, русские моряки, атакуя врага в Эгейском море, загоняют его в ту самую Чесменскую бухту; там у турок к тому же стоит и их артиллерия, которая должна была защитить эти корабли. День решающей атаки пришелся на день рождества Иоанна Предтечи (24.06), а уже через день, 26 июня, российский морской «десант», которым руководил контр-адмирал Грейг, пробирается в эту бухту и поджигает несколько вражеских кораблей при помощи специально созданных брандеров. Эти брандеры, кстати, было поручено изготовить сыну арапа Петра Великого - Ивану Ганнибалу, который стал впоследствии пращуром Пушкина, а в то время был бригадиром артиллерии. (Брандером называли тогда небольшие суда, которые уже выслужили свой прямой срок и дальше использовались лишь в военных целях: их нагружали горючими материалами для поджога корабля неприятеля. Такой брандер должен был подойти вплотную к вражескому судну и поджечь его, сцепившись с ним.) Иван Ганнибал подготовил 4 таких судна, их и удалось ввести в бухту, и зажечь турок. Причем, пожар вышел очень большой, в нем погиб весь флот неприятеля и свыше 10тыс. живой силы, тогда как наши потери исчислялись 11 моряками.
Такая победа действительно стоила достойного памятника! Надо отметить, что Чесменское сражение увековечено также и обелиском в Гатчине (можно урл), и ростральной колонной в парке Царского Села, и целым одноимённым залом во дворце Петергофа. Меж тем, для самой Екатерины самым значимым памятником этому событию оставалась Чесменская церковь.
По дню начала сражения – день рождества Предтечи – был и определен престольный праздник нового храма, с тех пор Чесменская церковь именуется храмом Рождества Святого Иоанна Предтечи.
Освящен храм был также в день своего престольного праздника спустя 10 лет после той знаменательной победы, в 1780 году. На это мероприятие самодержицей был приглашен даже римский император ИосифII. Юбилей победы и окончание строительства храма отмечали большим царским приемом, специально для которого предварительно был заказан роскошный столовый сервиз из Англии на 592 предмета. Интересно, что на каждом из этих столовых предметов был размещен герб нового дворца – зеленая лягушка!
Судьба Чесменской церкви
Постепенно вся местность, где расположился Чесменский ансамбль, стала именоваться Чесмой. Императрица полюбила её и частенько наведывалась сюда, причем, не только в храмовые праздники, а даже и на Масленицу.
В дни царских посещений в храме служилась пышная литургия, во дворце накрывались роскошные обеды, на дворе затевались катания на санях, народные гуляния, обязателен был и фейерверк. Чесменский храм и дворец становились центром целого пригорода.
Несмотря на свою внешнюю нарядность, сам храм внутри был убран очень просто, там имелся небольшой белый иконостас, который тоже спроектировал Фельтен, на стенах были итальянские иконы неизвестного художника. В храме расположили также картину, повествующую о Чесменском бое и мемориальную доску. Интерьер церкви и сегодня – это изысканная простота, без вычурности и кича.
Судьба храма все века была переплетена с судьбой дворца, который был и богадельней для военных инвалидов и ветеранов (открытой сразу при Николае I), и принудительным лагерем «Чесменка» (с 1919), и Институтом приборостроения (организован перед самой войной).
Чесменская церковь во времена трудового лагеря лишилась своих крестов и икон, удивительно, но ее купол стали украшать молот, наковальня и клещи! Все церковные атрибуты и утварь передали в Эрмитаж. Помещение использовалось как складское. В 1930 году в пожаре сгорает фельтеновский иконостас и остатки внутреннего убранства.
Во время войны Чесма попадает на передовые рубежи защиты города, поэтому и дворец, и храм сильно разрушаются. После победы дворец начинают восстанавливать – он нужен как учебный корпус. А вот сам храм остается в руинах. Его долей озаботились лишь в 70-х гг. Причина – в исторической миссии, Чесменский ансамбль был памятником реального героического события, поэтому было решено передать его музею «Чесменская победа» при филиале Военно-морского музея Петербурга. До 1990х годов такой музей и располагался в Чесменской церкви.
В конце века, в 1990 храм возвращается в церковное лоно. Его реставрируют, восстанавливают иконостас, а в 1998 году - освящают.
Сегодня это действующая церковь с ежедневными богослужениями, воскресной школой, театром, детским центром для беспризорников и даже клубом «чесменских бабушек».
На территории ансамбля сохранено и военное кладбище, ведущее свой отсчет с николаевских захоронений героев 1812 года и состоящее из могил солдат Крымской компании, русско-турецких войн, русско-японской войны, Первой мировой и захоронений ленинградских защитников 1914\45гг. Центральным местом этого кладбища является обелиск из гранита такого же розового цвета, как и Чесменская церковь, на котором высечены слова памяти всем героям, павшим за Родину.
Сегодня, как и во времена Екатерины – Чесменский ансамбль – снова центр культурной, духовной и исторической жизни города.
|