Сегодня нам трудно представить свое детство без стихов Корнея Чуковского, этого чудесного волшебника и тонкого детского психолога, умевшего в нескольких образных рифмованных строчках донести до ребенка истины, которые взрослым кажутся прописными. А как согревают душу петербуржцев эти известные всем строки:
«А она за мной, за мной
По Садовой, по Сенной.
Я к Таврическому саду,
Перепрыгнул чрез ограду,
А она за мною мчится
И кусает, как волчица.»
И сразу всем становится ясно, что знаменитая мочалка родом из Петербурга. Это же просто ожившая сказка! Ну как может ребенок не поверить в волшебную силу Мойдодыра и его помощников, если даже место действия истории имеет свой точный географический адрес?
Трудно представить, что слава детского писателя пришла к Чуковскому уже в солидном возрасте, после множества других серьезных литературных достижений.
Обстоятельства рождения Николая Васильевича Корнейчукова (а родился будущий писатель 1 апреля 1882 года в Петербурге в доме на Пяти Углах) являлись препятствием для каких-либо серьезных карьерных достижений. В его метрике черным по белому значилось: незаконнорожденный. Отцом был студент еврейского происхождения, Эммануил Левенсон, а мать, Екатерина Осиповна Корнейчукова, работала в его семье прислугой. Когда отец бросил трехлетнего Колю с матерью на произвол судьбы, им пришлось переехать на родину Екатерины Осиповны, в Одессу. Жили они очень бедно, еле сводили концы с концами: заработки прачки были мизерными. В пятом классе Колю отчислили из гимназии согласно указу «о кухаркиных детях»: детям низшего сословия не дозволялось посещать учебные заведения. Но Николай проявил силу характера; занимаясь самообразованиям, юноша окончил гимназию, сдал экзамены и получил аттестат зрелости. К этому периоду относится и начало его дружбы с Борисом Житковым, учеником той же одесской гимназии.
Чуковский уже в молодости проявлял интерес к поэзии, писал стихи и поэмы, а на жизнь зарабатывал журналистской деятельностью. Его первая статья появилась в газете «Одесские ведомости» в 1901 году, в редакцию которой писатель попал по протекции друга, Владимира Жаботинского. Сотрудничество с газетой оказалось плодотворным – философские статьи и фельетоны Чуковского регулярно публиковались, а с 1903 года Корней Иванович стал корреспондентом «Одесских новостей» в Петербурге. Город на Неве не сразу оценил талантливого молодого человека: Чуковский обивал пороги редакций газет и журналов, но нигде не нашел работы, зато свел знакомство со многими известными литераторами.
В том же 1903 году писатель со своей молодой женой, Марией Борисовной, отправляется в Лондон в качестве неизменного корреспондента родной одесской газеты. В свободное от основной работы время Чуковский занимается самообразованием, совершенствует свой английский и запоем читает британских классиков в оригинале: знаменитые писатели, историки, публицисты и философы открывают ему свои тайны в стенах читального зала библиотеки Британского музея. Помимо пыльных страниц старых книг Чуковскому посчастливилось познакомиться и с живыми классиками, Артуром Конан Дойлем и Гербертом Уэллсом.
Через полтора года Чуковский вернулся в Россию, где стал печататься в петербургских журналах в качестве литературного критика. Он был знаком со многими видными творческими личностями, с Александром Блоком и Леонидом Андреевым, Александром Куприным и Владимиром Маяковским. Корней Иванович сотрудничал с журналом Валерия Брюсова «Весы», а в 1905 году организовал сатирический журнал «Сигнал», финансировал который известный оперный певец Собинов. В смелых карикатурах и текстах цензура усмотрела антиправительственные мотивы, и некоторое время Чуковский провел под арестом. Талантливый писатель и в камере не терял времени даром – переводил для русских читателей стихи Уолта Уитмена.
Критические статьи, очерки, остроумный и парадоксальный стиль сделали Чуковского заметной фигурой на петербургском литературном Олимпе. В 1907 году Чуковские переехали в финскую деревушку Куоккала, где их постоянными гостями были Репин и А. Толстой, Короленко и Куприн, Шаляпин и Маяковский, которым впоследствии Корней Иванович посвятил свои мемуары. «Чукоккала» - рукописный альманах, издаваемый Чуковским, хранит на своих страницах записи многих знаменитых людей той эпохи.
В 1917 году семья вновь перебирается в Петроград, где с 1916 года Корней Иванович руководит детским отделом в издательстве «Парус» (по приглашению Максима Горького). Наряду с этим в 1916 году Чуковский успел побывать военным корреспондентом газеты «Речь» в Великобритании, Франции и Бельгии. Но журналисту суждено было стать детским писателем.
Первым опытом на новом поприще стали сказки «Цыпленок», «Доктор» и «Собачье царство», написанные Чуковским для альманаха «Жар-птица». Далее последовала первая сказка в стихах – «Крокодил», опубликованная в 1917 году. Неуверенность в собственных силах в новом жанре Корнею Ивановичу помог победить его маленький сын. Отец рассказал заболевшему ребенку сказку про крокодила, а на следующий день уже выкинул эту историю из головы. Но малыш запомнил все от слова от слова и сам напомнил отцу об этом экзотическом персонаже. Так «Крокодил» обрел свое бессмертие, а Чуковский в одночасье сделался любимым детским писателем.
Следом за «Крокодилом» последовали «Муха-Цокотуха», «Тараканище» и множество других детских стихотворений. Отдельно стоит отметить замечательный сборник детских цитат, собранных Корнеем Ивановичем в ходе воспитания собственных детей и общения с теми малышами, с которыми ему приходилось встречаться. Книга "Маленькие дети. Детский язык. Экикики. Лепые нелепицы", получившая впоследствии название "От двух до пяти" переиздавалась при жизни автора 21 раз, и каждый раз с новыми дополнениями.
Помимо собственных стихов Чуковский переводил для детей и взрослых произведения классиков мировой литературы – Д.Дэфо и Киплинга, Распэ и Уитмена, Шекспира и Честертона, Марка Твена и Артура Конан Дойла, пересказывал греческие мифы и библейские сюжеты.
Став признанным детским писателем, Корней Иванович не ограничивался исключительно этой областью творчества, его волновала тема литературного перевода как искусства, которой посвящены труды «Принципы художественного перевода», «Искусство перевода», «Высокое искусство». Чуковский занимался изучением русской литературы XIX века, его интересовало творчество Шевченко, Чехова, Блока. В кругах филологов и искусствоведов широко известны его статьи-эссе о Зощенко, Житкове, Пастернаке, Ахматовой и других поэтах и писателях.
С 1919 по 1938 год Чуковский с семьей жил в Ленинграде в доме № 6 по Манежному переулку, а затем переехал в писательский поселок Переделкино, что под Москвой.
Многогранный писательский талант Корнея Ивановича Чуковского был признан и на родине, и за рубежом. Так, в 1957 году Чуковскому была присвоена ученая степень доктора филологических наук и вручен орден Ленина, а 1962 году он получил почетное звание доктора литературы Оксфордского университета. Последние годы жизни Чуковский провел в Переделкино, где и был похоронен в 1962 году.
Несмотря на всенародную любовь и признание, жизнь Корнея Ивановича и его творческий путь нельзя назвать легкими, что характерно для большинства талантливых советских писателей и художников. Политический режим в нашей стране не щадил никого, а особенно тех, кто не хотел и не мог молчать или говорить лишь то, что было разрешено негласным приказом свыше. Многое не простил Чуковский советской власти. Например, унизительную объяснительную записку, которую ему пришлось писать после визита вежливости к соседу Борису Пастернаку, награжденному Нобелевской премией. Чуковский открыто поддерживал опального Солженицына, восхищался его творчеством и даже приютил на время под своей крышей. А любимая дочь, прослывшая диссиденткой и вынужденная покинуть страну, - как тревожилось отцовское сердце о ее судьбе! Об этом свидетельствуют дневники писателя, опубликованные в конце прошлого века. Страницы же, относящиеся к страшным 1937-38 годам, и вовсе отсутствуют – выдраны с корнем.
Сейчас просто невероятным кажется то, что кто-то называл стихи и сказки автора, наполненные бесконечной любовью к детям, «чуковщиной» или «бессмысленным нагромождением рифм». Это – не просто оскорбление творений писателя, но и обида, нанесенная нескольким поколениям советских и российских малышей.
В чем же кроется причина удивительной «вневременности» и неподдельного детского интереса к произведениям Корнея Ивановича? Писатель знал и любил детей, причем не только своих родных, Лидию, Николая, Бориса и рано умершую от туберкулеза Мурочку (Марию), но и всех детей вообще. Простым и понятным языком он мог рассказать малышам о жизненно необходимых вещах, правильных поступках, помогал преодолеть страхи и трудности, учил верить в добро и его победу над злом. И все это – без нудных нравоучений, но через красочные сказочные образы, весело, задорно и искренне. Вот какой он был - добрый волшебник Корней Иванович Чуковский.
|