Темы возникновения детского кинематографа в дореволюционном Петербурге, создания детских кинотеатров и киносеансов, специфики отношения к детям-кинозрителям до сих пор практически не изучены. В данной статье, которая написана с использованием преимущественно петербургского материала, сделана попытка небольшого исследования на тему «Дети и дореволюционное кино».
В февральском номере «Петроградского киножурнала» за 1916 год было опубликовало одно из писем читателей. Суть его сводилась к следующему:
«Господин редактор!
Объясните, пожалуйста, почему есть кинематограф "только для взрослых", и нет кинематографа "только для детей"? Ведь нашим детям, как и нам, нужны дешевые развлечения, однако для них ничего до сих пор не сделано. Если бы Вы развили эту мысль, то семена попали бы в добрую почву. Господа! Подумайте о детях – в них наше будущее!».
На основании этого письма можно сделать неверный вывод о том, что в дореволюционном Петербурге не было детских сеансов, и детский кинематограф совсем не был развит. Однако это не совсем так.
Этот вопрос не раз поднимался в прессе, в том числе, и в очень популярном «Петроградском киножурнале». Это говорит о том, что петроградские кинематографисты все же помнили о детской аудитории, хотя и уделяли ей недостаточно внимания.
Кинематограф, будучи новым и диковинным зрелищем сразу же привлек к себе внимание юных зрителей, которые стали самыми благодарными зрителями синематографа. В те годы, когда кинематограф еще вызывал презрительную усмешку на лицах взрослых, и они считали неприличным бывать в кинематографе, дети искренно и откровенно высказывали свои симпатии к этому новому развлечению. Вначале присутствие детей на сеансах кино никого не смущало, так как фильмы, демонстрировавшиеся в 1890-1900-е годы, более или менее подходили и для детской аудитории. Маленькие комические ролики, элементарные и несложные по смыслу, были доступны для детского понимания, так же как и несложные драмы, которые может, и не совсем подходили по сюжету для детей, но, во всяком случае, были хоть немного понятными для них.
Но, несмотря на то, что «ранний» репертуар подходил детям, признавали его далеко не все. Так, на I-м съезде кинематографистов, который состоялся в Москве в 1911 году, петербургский владелец кинотеатров К. Мильгрен выразился на эту тему довольно резко: «Нельзя относиться к кинематографу, как к балагану и допускать на экране показ бессмысленных глупых драм, пошлых, идиотских клоунад или, того хуже, порнографии. Нужно помнить, что около 40% посетителей кинематографов являются нашими детьми, нашим подрастающим поколением, и наша прямая обязанность просвещать их, а не развращать».
В прессе стали все чаще появляться заметки о негативном влиянии кинематографа на сознание детей. В хронике журнала «Сине-Фоно» №5 за 1909 год была такая фраза: «Петербургские кинематографы стали включать в свои программы такие номера, на которые водить детей бесполезно, а иногда и просто вредно». Позднее даже писали, что кинематограф повлиял на рост детской преступности. Известный юрист А. И. Зак в 1913 году опубликовал свою статью, в которой доказывалось: кинематограф создает из детей преступников. Вывод базировался на данных детских судов, имевших место в Австрии, Германии и России. В виде примера был приведен такой случай:
«Девочка, 15 лет, Елена К., круглая сирота, с 2 лет жила у тетки. Поступила в гимназию, но после 2-го класса была отчислена, так как не было средств на обучение. Девочка любила читать, увлекалась кинематографом и втайне мечтала быть артисткой. Однажды подругой познакомилась в кинематографе с неким господином. Рассказала ему о своей жизни и о своих мечтах. Этот господин тайком от тетки вывез девочку в Ростов, пообещав устроить там ее карьеру. Однако, спустя месяц он скрылся, растоптав ее доверие и юность. Девочка осталась одна в большом городе. Испытывая чувство голода и страх перед будущим, она украла у квартирной хозяйки плед, подушки и 90 рублей, надеясь уехать за эти деньги в Москву».
Материал, опубликованный А. И. Заком, был проанализирован на страницах журнала «Сине-Фоно» известный критиком М. Браиловским. Он вступился за кинематограф, справедливо отметив, что в бедах впечатлительных девушек, виноват не кинематограф, а социальная обстановка в стране.
Однако пресса, даже кинематографическая, настойчиво продолжала развивать тему о пагубном влиянии кинематографа на детскую психику. Прежде всего, критики обращали внимание на картины сомнительного содержания. В 30% кинолент фигурировали мошенничества самого разного типа, начиная от взломов несгораемых шкафов, дверей, оконных рам, и заканчивая ящиками бюро и сейфами. Критики подчеркивали тот факт, что уже сам поход в кинематограф провоцировал ребенка на преступления.
Автор нашумевшей статьи «Кинематограф и детская преступность», Г. Ромм, утверждал, что многие дети совершали кражу ради денег на сеансы, а другие юные кинозрители впервые совершали кражи прямо в кинозале, пользуясь его темнотой. Удивительно, но то, что за много десятилетий до изобретения кинематографа дети-воришки существовали, притом они вовсе не нуждались в затемненности кинозала, для того, чтобы заниматься этим ремеслом, критиков нисколько не волновало.
В итоге полемика о юных кинозрителях в прессе 1910 года свелась к бурному обсуждению двух наболевших вопросов: «Запретить ли детям посещать сеансы кинематографа?» и «Стоит ли создавать детский кинорепертуар и специальную индустрию детских сеансов и кинотеатров?».
Запретить было, конечно, легче всего. Поэтому в 1911 году попечитель петербургского учебного округа издал циркуляр, который запрещал всем учащимся столичных учебных заведений ходить в кинематограф после 6 часов вечера. Эта мера стала довольно серьезной для детей, так как в будние дни во многих театрах киносеансы начинались только после шести. Для юных зрителей оставались лишь те кинотеатры, в которых показ кинофильмов начинался с трех часов дня, более ранние кинопоказы демонстрировались только по выходным. Однако, очень скоро стала очевидной несостоятельность этого поспешного решения, так как проконтролировать, когда именно дети ходили в кинематограф, было практически невозможно. К тому же дневные сеансы в кинематографе практически не отличались от вечерних программ, так что смысла в этом циркуляре не было.
Но на этом дело не закончилось. В 1914 году на съезде директоров петербургских учебных заведений было издано новое постановление о полном запрете для учащихся посещать кинематографы. На этом съезде прозвучал призыв: «Не пускайте своих детей в кинематограф!» — с которым к родителям обратился митрополит Филарет и его общество. Под этим воззванием также подписался сенатор Л. А. Георгиевский.
Летом 1914 года министру народного просвещения было подано прошение за подписью 52 матерей о необходимости запрета учащимся столичных учебных заведений посещать сеансы кинематографа. В прошении утверждалось, что в кинотеатрах показывают картины преимущественно порнографического или уголовного содержания. В качестве примера приводились кинофильмы «Преступная страсть отца» и «Огарки», которые в то время демонстрировались в столичных кинематографах. Эти кинокартины впоследствии были сняты с экранов и запрещены, однако в некоторых кинотеатрах они демонстрировались и дальше, но уже под другими названиями.
В августе 1914 года в газете «Санкт-Петербургские ведомости» появилось официальное сообщение о том, что посещение столичных кинематографов учащимися всех учебных заведений Петербурга категорически запрещено.
Следует отметить, что данный запрет коснулся лишь детей северной столицы, а учащиеся других городов могли свободно посещать кинотеатры. Эта ситуация была абсурдной, напоминая неудачную цензурную практику дореволюционной России. Из-за отсутствия единой цензуры, решения о показе кинофильма принимались прямо на местах, поэтому часто фильмы, запрещенные в одних городах, могли беспрепятственно демонстрироваться в других.
Также не обошло вниманием кинематограф петербургское общество содействия дошкольному воспитанию. Осенью 1912 года в Соляном Городке члены общества устроили для детей три кинематографических сеанса – они были разработаны специальной комиссией по особой программе. Обществом было решено организовывать для детей не обучающие уроки, а «разумные, полезные и эстетические развлечения», поэтому на сеансах демонстрировались не только научные фильмы, но и комические и видовые картины, а также сказки.
Спустя год, в ноябре 1913 года, обществом было специально для детей организовано два дневных сеанса в Литейном театре. Это событие вызвало большой резонанс. Центральный номер в программе – пушкинская «Сказка о рыбаке и рыбке», была проиллюстрирована профессором Санкт-Петербургской консерватории Н.Н.Черпниной. Также на сеансе демонстрировались видовые картины про жизнь горцев-хевсуров, документальные фильмы «Фабрика аэропланов в Париже», «Жизнь птиц», «Кавказ», «На дне морском» и др. Все картины сопровождались вступительными лекциями, которые проводили преподаватели общества Е.Е.Соловьева и Е.И.Тихеева.
Однако, больше всего детям пришлась по душе кинокартина «Кукла с сердцем», а также анимационный фильм «Рождество обитателей леса». Сеансы посетило больше тысячи зрителей, как взрослых, так и детей. Билеты, кстати, были достаточно дорогими: места в ложах – по 10 рублей, а партер – по 2 рубля 50 копеек.
Наряду с просветительными сеансами кинематографа детям демонстрировались и экранизации зарубежной литературы, к примеру, в 1914 году в Тенишевском училище прошли сеансы «Дон-Кихота», которые посетили почти 300 детей. Также в училище с объяснительными чтениями показывали картину «Хижина дяди Тома».
Впрочем, с точностью восстановить репертуар киносеансов для детей сегодня практически невозможно. Детской прессы, в которой бы были кинематографические отзывы, в те годы не было, а взрослая пресса отзывалась об таких сеансах очень скупо.
Развитие синематографа в дореволюционном Петербурге, как ни странно, было тесно связано с благотворительностью. В апреле 1913 года дети низших служащих Политехнического института получили возможность бесплатно смотреть просветительные фильмы. А год спустя в театре «Эльдорадо» на Загородном проспекте для детей из школы глухонемых был также устроен бесплатный сеанс.
Однако, как бы там ни было, синематограф не оправдал надежд педагогического мира. Он лишь удовлетворил юношескую любознательность, став орудием для развращения вкуса, фантазий и нравов молодежи.
Впоследствии был востребован просветительный кинематограф в городских гимназиях. Георгий Константинович Штемберг, будучи статским советником, первым ввел просветительные сеансы кинематографа в основную учебную программу школьных занятий. При помощи кинематографа в гимназии на Звенигородской улице проводились уроки истории, географии и других естественных наук.
В начале Первой мировой войны перед кинематографическими фирмами встали совсем другие задачи. Они переживали пленочный кризис, однако правительству, естественно, было уже совсем не до детского кино.
|