|
Главная Адресная книга литературных героев
Адресная книга литературных героев
Давно стихами говорит Нева,
Страницей Гоголя ложится Невский,
Весь Летний сад – Онегина глава,
О Блоке вспоминают острова,
А по Разъезжей бродит Достоевский.
С. Маршак
Петербург уникален во многом. Основанный легендарным русским царем Петром I только триста лет назад, он нашел многочисленные отражения в отечественной литературе. Стали привычными формулировки «Петербург Достоевского», «Петербург Гоголя». А к словам одного из историков, принадлежащих к основателям отечественного экскурсионного дела - Н.П.Анциферова добавить что-либо невозможно: «А.С. Пушкин в той же мере творец образа Петербурга, как Петр Великий - строитель самого города».
Это место может похвастаться сотнями литературных мест: здесь невероятное количество памятников поэтам, писателям и их героям, мемориальных досок и музеев, посвященных тем, кто творил свои бессмертные произведения. Ежедневно для знакомства с Петербургом приезжают тысячи туристов, а многочисленные экскурсоводы демонстрируют желающим строгую классику и величие северной столицы.
Но самое большое уважение вызывают те из них, которых можно назвать внимательными читателями. Им бывает необходимо не только отметиться пребыванием в известном музее, а интересно поставить себя на место любимых литературных персонажей, пройти улочкам вдоль каналов их привычными маршрутами, попробовать понять, переживания героев и их создателей. Тогда им открываются спрятанные при беглом прочтении тайны и небольшие секреты.
|
О Петербурге, его дворцах и памятниках, улицах и дворах, реках и каналах
ходит немало легенд. Приметы и поверья, истории об известных горожанах и
приезжих знаменитостях, судьба которых коренным образом изменилась в
этом городе.
|
Главный герой повести робкий молодой человек, которого автор именует
Мечтатель. Он мелкий чиновник и живет «в отдаленнейшей части города» «у
-ского моста» в одном из доходных домов, владелец которого Баранников.
«Я знаком со всем Петербургом», - говорит персонаж, от имени которого
ведется повествование.
|
Наиболее подробное описание Петербурга в произведениях Лермонтова
читатели находят в незаконченном романе «Княгиня Лиговская». Автор
начинает работать над ним в 1836 году. Сам он в это время живет Царском Селе, но часто наведывается в столицу, описания которой в романе весьма подробны.
|
Василий Васильевич Энгельгардт был бароном-миллионером и известным
меценатом. Дом, в котором устраивались маскарады, он получил в качестве
приданого своей жены, в девичестве Кусовниковой. Располагался он на углу
Невского проспекта и Екатерининского канала.
|
Пушкин неслучайно называет свое произведение «Медный всадник»
петербургской повестью. Уже этим он подчеркивает неразрывную связь поэмы
с Северной столицей. Поводом к ее созданию стало ужасное наводнение 1824 года, принесшее городу огромные беды.
|
Для начала стоит разобраться, кто послужил прототипом графини, знавшей секрет трех карт. Герой
пушкинской повести Томский говорит, что его бабушка однажды во время
пребывания в Париже проигралась в карты. Не в силах отдать долг, она
обратилась к Сен-Жермену за помощью. Граф и назвал ей заветные карты.
|
Обнаружив «аглицкую» блоху, чтобы объяснить императору Николаю I, что
это значит, придворные во дворец приглашали аптекаря от Аничкина моста
из «противной» аптеки, то есть той, которая находилась напротив. Она является одной из самых старых аптек
Петербурга и находится на первом этаже в доме № 66/29 на углу набережной
Фонтанки и Невского проспекта.
|
Л.Н. Толстой не давал в текстах своих произведений конкретных адресов
литературных героев. Обычно он указывал только название улиц, где они
жили. Тем интереснее искать реальные дома, в которых могли
разворачиваться события, описанные в «Войне и мире» или в «Анне
Карениной».
|
События в романе происходят в районе Петербурга, торговым центром
которого являлась Сенная площадь. Раскольников неизменно после кружений
по городу возвращается именно сюда. Здесь волей случая он подслушал
разговор Лизаветы Ивановны - сестры старухи-процентщицы, из которого
узнал, когда ее не должно быть дома.
|
Петербург в то время, когда происходит действие романа «Преступление и
наказание», можно условно поделить на два города. Один поражает красотой
дворцов и парков, созданных гениальными архитекторами. Но это
великолепие многим чуждо и враждебно. Другой Петербург им намного
привычнее.
|
В комедии «Ревизор» подробнейшим образом указан адрес приятеля
Хлестакова. Мы знаем, что Иван Васильевич Тряпичкин проживал в
Санкт-Петербурге, на Почтамтской улице, в доме № 97, «поворотя на двор, в
третьем этаже направо». Очень много совпадений с реальным местом, где автор произведения провел три года во время пребывания в Петербурге.
|
Понятно, что любое художественное произведение не претендует на
документально изложенные факты. Иногда авторы вводят в тексты
конкретику, привязывая события к топонимам. Но в случае гоголевской
«Шинели» читатель может только пытаться угадать место совершения
преступления.
|
Дом, описанный Н.А. Некрасовым в «Размышлениях у парадного подъезда»,
хорошо сохранился до наших дней. Его адрес Литейный проспект, 37/39. Он
был построен для П.Е. Пашкова по проекту Г.А. Боссе. Красивейшее
двухэтажное здание с цокольным этажом выполнено в духе архитектуры
итальянского Возрождения.
|
Улица Бармалеева, что на Петроградской стороне, вызывает определенные
ассоциации с незабвенным героем Корнея Чуковского, «страшным и ужасным»
разбойником Бармалеем. Интуиция не подводит тех, кому кажется, что связь
между ними действительно существует.
|
|
|