Особняк Кельха расположен на участке, который прежде, в середине 18 века, принадлежал дочери купца и бургомистра Ивана Бротера. Этот надел постоянно менял хозяев, переходя из одних рук в другие, а в 1790-х гг. он и вовсе был разделен между Захарьевской и Сергиевской (ныне Чайковского) улицами. До середины 19 века здесь возвышался двухэтажный дом с выложенным из камня первым этажом и деревянным вторым.
Позже здесь был построен особняк архитектором Кольманом для сына греческого консула Григория Кондоянаки (который приобрел участок в 1858 году) Ивана.
Но уже в 1896 году двухэтажный дом в стиле барокко с участком был за 300000 рублей продан Варваре Петровне Кельх, принадлежавшей к семье сибирских промышленников, которая унаследовала огромное состояние, включавшее Ленско-Витимское пароходство и Ленские золотые прииски.
Новые хозяева решили перестроить дом. Проект особняка заказали у ведущих архитекторов Чагина и Шене, которые за 2 года возвели его лицевой корпус, а домик Кондоянаки снесли и на его фундаменте выстроили здание в стиле французского ренессанса. Правда, работа архитекторов не пришлась по душе Варваре Петровне, поэтому для дальнейшего строительства был привлечен архитектор Шмидт, благодаря которому к 1903 году на участке появился дворовой корпус с конюшнями. И если дворовому флигелю были приданы готические черты, то конюшни построены в стиле модерн, что может свидетельствовать о привлечении к работам уже другого мастера.
И фасад, и внутреннее убранство особняка были оформлены очень богато: семья Кельх являлась клиентом фабрики Фаберже, где заказывала столовые приборы, знаменитые пасхальные яйца и драгоценные украшения. Именно здесь, в Желтой гостиной дома № 28, были выставлены пасхальные яйца Фаберже.
Но идиллия в здании продолжалась недолго: в 1905-м году Александр Федорович и Варвара Петровна развелись, заложили особняк, а затем и продали его. Хозяйка навсегда уехала в Париж, после революции периодически высылая бывшему мужу деньги. Видимо, это и стало злым роком, постигшим Александра Федоровича – в 1930-м его арестовали, сослали в лагеря, а далее судьба его неизвестна.
В 1919 году в доме Кельха открыли Школу экранного искусство – единственное на то время кинематографическое учебное заведение в мире. Здесь учили режиссуре и актерскому мастерству, а студенты называли особняк не иначе как «Ледяной дом» из-за не работавшего отопления.
В 1936-м в здании расположилось руководящее учреждение появившегося в Ленинграде Дзержинского района. Особняк стал местом, где принимали новых членов в партию и утверждали руководителей предприятий.
В 1941-м в дом попала фугасная бомба, которая разрушила часть строения с левым эркером. И хотя уже в 1944-45 годах здание отстроили, эркер так и не восстановили, утрачена была и обстановка левой части дома Кельха.
С 1991-го года здание перешло в пользование Оргкомитета по подготовке банковского конгресса 1992 года и Петербургского центра в поддержку ЮНЕСКО, каждая из которых позже пыталась завладеть особняком. В 1998-м пустовавшее до тех пор сооружение передали юридическому факультету Петербургского университета, с тех же пор оно получило еще одно название – Дом юриста.
В 2010-м дом Кельха закрыли на проведение реставрационных работ, а в 2011-м было решено передать его Министерству Юстиции. К сожалению, сейчас увидеть все красоты интерьеров дома не представляется возможным – новые владельцы не разрешают проводить в нем экскурсии.
|