В начале восемнадцатого века в Петербурге земли, расположенные вдоль реки Фонтанки, передаются знатным вельможам для освоения. Они застраивают их частными домами. Участок, где размещается сейчас дворец Белосельских-Белозерских, сменил несколько хозяев. К князьям Белосельским-Белозерским он попадает в 1797 году – его продает Анне Григорьевне, жене Александра Михайловича, сенатор И.А. Нарышкин. В 1799-1800 годах новые владельцы строят на этом месте дом. Здание архитектора Ф.И. Демерцова было выполнено в стиле классицизм.
Главный фасад дворца выходил окнами на Невский проспект. Выбранный архитектурный стиль не совсем соответствовал высокому положению князей. Они решают построить новый дом. Э.А. Белосельский-Белозерский обращается с этой просьбой к А.И. Штакеншнейдеру, хотя ему самому не было суждено дождаться результата. В 1840 году знаменитый архитектор начинает работу над проектом. Непосредственная перестройка дворца началась спустя шесть лет. Оба фасада, выходящие на Невский проспект и Фонтанку, были полностью переделаны. Их украсили атланты и кариатиды в чем заслуга скульптора Д.И. Иенсена. Переделывая дворец, А.И. Штакеншнейдер удачно применил стиль барокко. До сих пор этот архитектурный стиль в Санкт-Петербурге не использовался.
Дворец располагает несколькими залами: концертный, театральный, картинная галерея. Практически все они имеют богатое оформление. Большинство интерьеров сохранилось до настоящего времени. Залы и парадные гостиные обставлены красивой мебелью, повсюду мраморные камины, светильники, картины и зеркала. В хорошем состоянии находится художественная отделка, лепнина. Сами князья Белосельские-Белозерские любили роскошь и размах, поэтому из всех стилей был выбран рококо. Каждый представитель древнего княжьего рода чем-то увлекался. Из заграничных поездок везли картины, скульптуры, посуду. Имелись уникальные коллекции живописи, серебра и фарфора. Большая их часть пошла на украшение помещений дворца.
В прежние годы во дворце очень часто устраивались приемы, которые по масштабам и пышности не уступали царским. Кроме приемов проводились музыкальные и поэтические вечера, балы. Любили там бывать члены царской семьи, особенно если прием устраивался для узкой компании. Александр III предпочитал весь вечер играть в вист, а его супруга упоительно танцевала до утра, не прерываясь ни на минуту. Доходило дело до того, что император шел на хитрость, чтобы закончить бал. Он под разными предлогами отзывал музыкантов, пока оркестровое ложе не пустело.< /p>
В 1880 году дела у князей пришли в упадок. Даже кредиты не помогли остаться на плаву. Им пришлось отдать дворец в казну для уплаты долгов. Роскошный особняк переходит к брату императора – Сергею Александровичу как подарок по случаю бракосочетания его и Елизаветы Гессен-Дармштадтской. В этот период дворец называют «Сергиевский». Национализация дворца Белосельских-Белозерских произошла в 1918 году. Все ценные коллекции были переданы в Эрмитаж. Княжеское семейство кое-что оставило и для себя, перевезя картины и серебро на Крестовский остров, где располагалось их поместье.
В разные годы просторные залы использовались для различных целей. Здесь размещались комитеты и другие организации, арендующие помещения. Начиная с 1991 года, здание получило статус культурного центра Санкт-Петербурга. Сегодня тут проходят концерты, выставки, проводятся обзорные экскурсии по залам дворца. К услугам посетителей экспозиция восковых фигур, картинная галерея, библиотека.
|