Как два серпа, подъемля две тиары,
Друг другу в очи - девы иль цари -
Глядите вы, улыбчивы и яры.
В. Иванов
Эти два гранитных истукана, имеющих за плечами не одну тысячу лет, пожалуй, самое мистическое и загадочное место в С.-Петербурге. С ним связано как множество легенд и суеверий, так и реальных почти драматических событий. Дело в том, что, по словам петербуржцев, эти статуи могут в течение дня «менять» выражение своих лиц. Это необыкновенное «свойство» каменных чудищ влекло и влечет на Университетскую набережную массу любопытствующих.
Однако, как утверждает молва и действительные свидетели таких метаморфоз, подобные изменения мимики сфинксов могут повлечь за собой сумасшествие очевидцев. Дело в том, что по всем законам эзотерики и мистики Древнего Египта - сфинкс – это хранитель пирамиды фараона. Часто лицу сфинкса придавали портретное сходство с бывшим правителем. Так, сфинксы С.-Петербурга «похожи» на Аменхотепа III, правившего Фивами в 4 веке до н.э., о чем и гласит надпись на основании фигур. Так вот эти петербургские сфинксы, хранящие дух своего фараона, оторваны от своего мистического места, в связи с чем, очевидно, под вечер и выражают свое «недовольство», меняя гримасу покоя и равнодушия на свирепость и гнев.
В отличие от своих стилизованных «собратьев» на Египетском мосту, эти сфинксы самые что ни на есть настоящие. Их в буквальном смысле «откопали» в песках в 1820 году, когда велись раскопки Фив, древней столицы Египта.
Для «окупаемости» этого мероприятия одну фигуру отправили в Александрию на продажу, где ее и увидел отечественный путешественник и будущий писатель А.Муравьев. Он загорелся идеей приобретения этих истуканов «духа смерти» для столицы, в чем требовалось разрешение императора. После длительной «бюрократической волокиты» с согласия Академии художеств Николай I дает добро на покупку. Но за это время хозяевами сфинксов становятся французы, и лишь революция заставила Францию отказаться от этой покупки. В итоге за 64 тыс. руб. египетских чудищ приобретает-таки Россия.
На специально зафрактованном корабле «Добрая Надежда» египетские сфинксы еще целый год добираются до северной столицы. Для них готовят гранитный спуск к Неве со светильниками античного образца и скамьями. Там же располагают бронзовых грифонов – еще одних мифологических стражей. Кстати, головы последних «зверушек» сильно отполированы руками горожан и туристов, считающих действенной примету о том, что если погладить грифона и положить ему монетку или записку, все должно значительно улучшиться в их жизни.
В 1832 году египетские истуканы заняли свое место на чуждой им российской набережной и стали собирать вокруг себя различных любителей экзотики и мистики, проводивших здесь даже свои многочисленные оккультные ритуалы, о чем писали в те времена полицейские хроники.
Увлечение оккультизмом, в частности, мистикой Древнего Египта было чрезвычайно популярным в то время. В пользу версии о страшной каре со стороны сфинксов говорила, например, гибель того самого корабля, доставившего их в С.-Петербург, случившаяся с «Доброй Надеждой» на обратном пути. Существовала даже легенда о приезде в С.-Петербург «потомка» Аменхотепа III со специфической функцией «примирения» этих духов смерти с новым местом их пребывания. У него даже была найдена отколотая «бородка» одного из сфинксов, она считалась у мистиков специальным оккультным «ключом» для обряда. Ритуал закончился трагической смертью египетского гостя, о чем, якобы, имеется и протокол полиции. Все это добавляло в общую мистическую тайну, окружавшую Васильевский остров, целую страницу новых версий и толкований.
Сейчас сфинксы на набережной все также величественно принимают возле себя бесчисленных гостей столицы, став обязательным местом экскурсии по С.-Петербургу.
|