Российская императрица, чье время правления впоследствии будет названо «золотым веком», начинала свою «августейшую» деятельность на отечественном престоле с тяжелых нравственных переживаний, причины которых вкратце можно обозначить следующим образом:
1. Её приход к власти был очевидно нелегитимным, он стал следствием государственного переворота.
Мало того, эти действия новой русской царицы не признавались и даже осуждались европейскими монархами. Первым из таких был, разумеется, Фридрих II, потерявший в лице убитого Петра III не только своего обожателя, но и вернейшего союзника. Однако к числу не поддерживающих Екатерину входил и французский король, хотя заподозрить Людовика 15 в каких бы то ни было симпатиях к свергнутому императору России было трудно – ведь Петр III откровенно предал его.
2. Получение российского престола для Екатерины также могло быть истолковано как узурпация власти, поскольку новая императрица не имела на него никаких законных оснований. Как бы ни был плох сам Петр III, он был прямым внуком Петра I, а значит, государь по милости Божьей. Екатерина же – чистых кровей немка, не имевшая к России вообще никакого отношения.
3. Еще один повод для сомнений или укоров – это неясная роль новой самодержицы в самой смерти Петра III, чье намеренное убийство порождало множество версий и даже причин для появления самозванцев.
Так или иначе, но Европа не спешила с «дружбой» и «признанием» новой императрицы и больше того – открыто ожидала скорейшего свержения Екатерины, как противозаконно восшедшей на трон. Европейские монархи выжидали и гадали, кто же придёт на смену уже самой Екатерине?
По замечанию российского историка С.Соловьёва, Екатерине потребовалось много лет, чтобы заставить всех их признать законность её власти. У императрицы получилось не только это сделать, но и приобрести несокрушимый авторитет и влияние как для себя, так и для всей России.
И «местом» такого утверждения страны и самоутверждения императрицы была выбрана внешняя политика. Екатерина изначально определила для всех подданных свой внешний курс как продолжение национальной политики Петра Великого, причем, для выдающихся внешнеполитических действий у неё, кроме такого желания, были еще и замечательные природные способности. Новая императрица имела незаурядный дипломатический талант, который в сочетании с её женским притворством позволял достигать царице практически совершенства.
В.Ключевский отмечал, что именно дипломатия и внешняя политика составляли самую блестящую сторону её правления. Поэтому, когда историки заводят речь об эпохе Екатерины Великой (вот и прозвище какое говорящее), то в числе аргументов приводят:
- Турецкие войны
- Разделы Польши
- Разгром Швеции
По признанию тех же историков, именно Екатерина наиболее последовательно и решительно вела страну по петровскому пути, в отличие от всех своих августейших предшественников. Именно она создала в России мощнейшее европейское государство, сила которого, правда, акцентировалась более всего в военно-политическом направлении. Как ни удивительно, но императрица, установившая абсолютную монархию в России, придала росту российской интеллигенции и даже допустила появление возможности поставить под сомнение саму эту абсолютную власть.
Но мы воздержимся от рассказов об этой стороне правления самодержицы, поскольку наши задачи в этой теме иные. Нас интересует Екатерина Великая в аспекте её связи с городом на Неве и личных отношений в рамках истории династии Романовых.
Как начинала «ученица Вольтера», или свет российского Просвещения
После переворота для молодой императрицы было важным решить несколько вопросов сразу:
- удержать власть – Екатерина спешит с коронацией
- наградить приверженцев и получить новых друзей – императрица не меняет высших сановников (за редким исключением), возвращает из ссылок «несправедливо» пострадавших (даже Бирона), отменяет указ Петра III об изъятии земель монастырей.
- выделить дворянство – императрица освобождает их от податей, постойной повинности, даря ряд привилегий и превращая это сословие в особую «корпорацию».
Единственно, кто сразу же пострадал от рук Екатерины - так это та самая Елизавета Воронцова (хотя ее дядя сохранял первое время пост канцлера), которая раньше была готова заменить Екатерину и в спальне Петра III, и, главное – на российском престоле. Её Екатерина не казнит, а просто высылает из столицы.
В числе своих первых государственных задач императрица видит работу по пересмотру законодательства империи. (К слову, эту задачу поставил еще Петр Великий, но ввиду ряда причин не смогший её решить). Существующее тогда «Соборное уложение», являющееся с 1649 года основным законом страны, уже не могло обслуживать интересы монархии на этапе европейского Просвещения.
Екатерина самолично работает около 2 лет над инструкцией («Наказом») для созданной еще Елизаветой Комиссии по подготовке нового Уложения. Сама «дщерь Петрова» (можно урл) , хотя и организовала это мероприятие, но сильно им не интересовалась, и Комиссия работала весьма медленно и непродуктивно. Просвещенная же монархиня Екатерина придала этой деятельности широкий размах, привлекая в нее и новые силы и лично участвуя в разработке «Наказа». В этой связи интересен один очень показательный эпизод.
Екатерина была не просто «родом из Европы», она изначально была положительно ориентирована на знание, а потому знакомство с современными как политическими, так и философскими течениями было для нее всегда актуальным. Императрица переписывалась со многими именитыми просветителями своего времени и даже приглашала их в Россию. Такой жест, к слову, вызывал однозначное недовольство самого митрополита Московского. Платон даже словесно выражал Екатерине свои опасения по этому поводу, но самодержица открыто и демонстративно отвечала ему, что считает себя ученицей Вольтера. У неё в кабинете даже стоял бюст философа. Впрочем, ее глубокое почитание данного француза резко пало, когда Екатерина услышала о революционных событиях 1789 года на родине её любимого учителя.
Личное же «свержение» просвещенного авторитета закончилось для нее решением вынести этот бюст из кабинета. События французской революции повергли Екатерину в ужас, она даже предлагает французскому посланнику паспорт и возможность остаться в России как политическому эмигранту. В свою очередь над всеми русскими во Франции устанавливается строжайший надзор, запрещается ввоз тамошних «крамольных» СМИ. А позже для всех французских русских издается приказ о немедленном возвращении домой. Когда же новый король Людовик 16 утверждает новую конституцию, Екатерина отзывает своего посланника из Франции, а потом и высылает из страны французского представителя. Последующие события ареста, суда и казни королевского семейства настолько потрясут императрицу, что она даже сляжет от нервного расстройства. Следом будут разорваны торговые договоры, запрещен ввоз товаров и вхождение французских кораблей в наши порты. Для всех проживающих в России французов будет введена непременная клятва в признании казни короля «злодейством», а новых властей - незаконными. Тех, кто отказывался принести подобную клятву, ждала высылка из России, а имена принявших ее – публиковали в газете «Санкт-Петербургские ведомости».
«Государыня-матушка», или Екатерина и её столица
Немецкая девушка, получившая и православное крещение и российский трон, за время пребывания в статусе невестки и супруги выучила не только русскую речь, но и отечественные привычки. Екатерина ходила в баню, в разговорах часто и умело вставляла поговорки и пословицы. А вот с письменной речью как русской, так и французской у просвещенной императрицы было не очень. Есть свидетельства, что Екатерина и на том и другом языках писала неправильно, но в то же время весьма своеобразно и умно. В качестве «редакторов» её текстов привлекались:
- Граф Шувалов – по-французски (он же правил письма царицы к тому самому Вольтеру)
- А.Храповницкий (секретарь государыни) – по-русски.
Интересно, что если в записях Екатерина допускала ошибку, она предпочитала не зачеркивать написанное, а переписывать всё заново.
В дворцовой моде Екатерина Алексеевна вводит изящество простоты – при ней дамы меняют пышные наряды на «русский крой». Пестрота также отходит, уступая место белому цвету. Спустя время Екатерина и вовсе сама придумает себе фасон костюма, который будет похож на старинный русский.
В то же время пышность и роскошь самого екатерининского двора превосходила все имеющиеся описания. В дни высоких торжеств императрица надевала корону с бриллиантами, 2 орденские ленты, две звезды. За ней следовала дворцовая свита, блистающая драгоценностями. Причём, бриллиантами были «усыпаны» не только дамы, но и мужчины – их пуговицы, рукоятки сабель, шляпы, пряжки, эполеты светились драгоценностями, унизанными в несколько рядов. А уже в конце правления самодержица прекрасно обходилась и обычным чепцом…
В начале срока своего царствования императрица лично принимала все ходатайства и просьбы. Известно, например, что во время коронации собравшиеся просители даже встали перед ней на колени, преградив ей путь огромным людским полукругом.
По своему столичному городу Екатерина, впрочем, гулять выезжала редко, за исключением масличных или рождественских дней. Тогда устраивались необыкновенные санные катания. В остальные сезоны дороги Петербурга активно «осваивали» кареты. Если при Анне Иоанновне (можно урл) таких «транспортных средств» на весь Петербург было около сотни, то при Екатерине Алексеевне «каретный парк» столицы возрос свыше 4 тыс. штук. Конечно, никаких постовых тогда не было, поэтому на улицах часты были поломки, свалки, давки. Страдали и лошади и люди, особенно после разъездов с различных балов.
Екатерина Вторая является создателем петербургского Эрмитажа, мысль о котором пришла к ней случайно и неожиданно. Известно, что в один из дней 1766 года, императрица, проходя через кладовую дворца на верхний этаж в комнату депутатской комиссии, исподволь замечает картину, находившуюся в свое время в комнате Елизаветы Петровны и перенесённую в эту кладовую после её кончины. Полотно со сценой «Снятия с креста» привлекло внимание императрицы, остановило её и внушило идею о собственной картинной галерее во дворце. Екатерина повелевает собрать все лучшие работы, какие имелись во всех дворцах, а также отдает распоряжение министрам и иностранным агентам о скупке за рубежом всех хороших полотен. Так началась славная история ныне Государственного Эрмитажа Петербурга.
Следует также отметить, что именно Екатерина начинает планомерную застройку Северной Венеции, ей мы обязаны и прекраснейшим памятником Петру Великому – «Медным всадником» и постройкой загородных императорских резиденций – Петергофа, Царского Села, Гатчины, Павловска.
Рассказ о Екатерине Алексеевне имеет смысл дополнить некоторыми интересными сведениями из её обычной, не государственной жизни.
«Надо жить и давать жить другим», или Екатерина и народ
Эту поговорку родило не время российского капитализма конца 20 века, а принцип российской самодержицы в 18 веке.
Так, известно, что Екатерина Великая в быту не отягощала чрезмерно своих придворных слуг. Императрица, например, поднималась в 6 утра, не тревожа прислугу, разжигала камин, одевалась. А если она звонила, а лакей еще спал, то царица терпеливо ждала его пробуждения.
Екатерина завтракала очень крепким кофе, который ей подавали со сливками и гренками. Причем, кофе был такой крепости, что оставшуюся гущу лакеи ухитрялись еще и переваривать без существенной потери вкуса. Как- то раз случился даже показательный эпизод. Один из секретарей государыни до того продрог, что весь трясся. Тогда Екатерина предлагает ему чашку кофе для согрева. Несчастного хватает сердечный приступ после этой порции. К слову, врачи под старость самодержицы запрещают ей такое кофейное «баловство», но Екатерина Алексеевна даже в день своей смерти ухитряется выпить 2 заветные чашки. Гренки и сахар царица припасала для собачек, которых очень любила и держала у себя подле ног. А вот вино Екатерина стала пить лишь в конце жизни и то - по рекомендации врачей.
За работу императрица садилась после завтрака и докладов. На столе рядом с бумагами ставилась табакерка с портретом Петра I . Как свидетельствовала сама Екатерина, она всегда мысленно обращалась к великому предшественнику с вопросом, как, мол, он cделал бы то или иное на ее месте.
Рабочий день монархини длился до 21 часа, во время которого императрица обычно даже не беспокоила своих слуг. По этому поводу в фольклоре Петербурга сохранилось множество анекдотов. Например, один раз Екатерина, работая в кабинет, слышит громкие крики, доносящиеся невесть откуда: «Потушите огонь, умоляю, потушите огонь!»
- Эй, кто кричит, - спрашивает царица
- Это я, ваш трубочист – в ответ
- А кому ты кричишь, знаешь?
- Знаю, государыня, я же тут у вас в трубе сижу. Потушите огонь, мне горячо очень.
Императрица тут же заливает дрова в печи и распоряжается сделать в ней решетку.
Много нищих испросили себе обеда при царской кухне, показавшись на глаза Екатерине и разжалобив её.
А вот служащие дворца тащили при ней все, что могли и в то же время имели к императрице глубокую личную привязанность. Да такую, что любое неудовольствие Екатерины повергало их в настоящее горе. Не иначе как «матушкой-государыней» отвечали ей все - от истопника до придворного лакея на любую просьбу, которую Екатерина сопровождала словами – «потрудись», «пожалуй», «очень довольна», «спасибо, братец».
«Культурный отдых» и увеселения в Петербурге при Екатерине были строго регламентированы:
- воскресение – бал
- понедельник - комедия французская
- вторник – отдых
- среда – комедия русская
- четверг – трагедия или опера и т.д.
Удивительно, но сама государыня не находила особого удовольствия в музыке и даже была к ней равнодушна. Меж тем, никогда не выказывала этого ни на публичных концертах, ни при личных исполнениях. Екатерина Алексеевна в таких случаях просила кого-нибудь из доверенных знатоков давать ей знать, когда следовало действительно аплодировать музыкантам. Сама же после говорила, что музыка для неё сродни уличному шуму… В этом великая самодержица была полностью противоположна Елизавете Петровне, которая знала и понимала музыку и даже весьма чувствовала «негармонические звуки», например, кваканье лягушек, которыми дочь Петра заселяла свои сады.
Главным показателем отношения Екатерины к народу можно назвать тот факт, что, работая над текстом своего «Наказа», императрица так прониклась судьбами народа, что провела в этом тексте суровую критику существующего крепостничества. Причем, настолько «разнесла» всю эту систему, что читавшие первые ее черновики помощники Панин и Орлов пришли в замешательство – кто же писал это? Российская самодержица или гуманист-философ? В числе предложений этого «Наказа» были, например, и такие:
- Утвердить право собственности крестьян на движимое имущество
- Учредить крестьянский суд
- Наказывать помещиков за жестокое обращение с крепостными
- Зафиксировать размер крестьянской повинности и т.д.
Помощники государыни «помогли» Екатерине вернуться в российскую действительность и отказаться от подобных «мечтаний». Что и было сделано. Однако, укрепляя всеми способами самодержавную власть в России, Екатерина во всех законах и своей политике призывала к терпимости и умеренности в отношении к крепостным. Впрочем, ей самой эти призывы никак не помогли «умилосердиться» над судьбами крестьян, участвовавших в восстании Пугачева или проявить гуманность при одаривании своих приближенных землями вместе с прикрепленными к ней теми же самыми крепостными крестьянами.
Впрочем, как замечали историки, и сами дворяне и высшая элита находились тогда в несвободном положении, поскольку всецело зависели от самого государства, а именно - от абсолютной монархии, которую построила в России самая просвещенная самодержица Екатерина Великая.
|