Фотоателье, которое находится на Невском 54, знают многие, а вот его история известна далеко не всем. Существует оно со времени зарождения истории фотографии в России. Первым его владельцем был Карл Людвигович Кулиш. До нас дошли несколько фотографий выполненных мастером. Довольно скромный антураж, портьера да балясина с вазой, на их фоне и были запечатлены жители Петербурга той эпохи: капитаны, юнкера и модницы.
В 1866 году ателье перешло в собственность итальянца Джованни (Ивана) Бианки, именитого петербургского фотографа, который, в отличие от Кулиша, который специализировался на портретах, снимал также виды города, делал фоторепортажи. Благодаря удачному расположению: почти в центре Невской перспективы, рядом с Александрийским театром, Публичной библиотекой, Аничковым дворцом и местами активной торговли – ателье пользовалось немалой популярностью.
В 1883 году дом был перестроен по проекту архитектора П.Ю. Сюзора, который построил еще семь домов на Невском, в том числе, знаменитый Дом книги. Скромную отделку фасада заменила богатая лепнина, двухэтажные эркеры и закругленный угол, эффектно увенчанный небольшим куполом. Но назначение здания не изменилось – в нем так и осталось фотографическое ателье, владельцем которого стал И.П. Чесноков. Он учредил фотографическую фирму «Борель», которая была широко известна в Петербурге.
Приблизительно в 1906-1908 году фотоателье на Невской приобрел известнейший фотограф Карл Карлович Булла, который к этому времени уже имел множество почетных званий и многочисленных наград. Фотоателье стало семейным делом, продолжили которое сыновья, Виктор и Александр. После революционных событий 17 года фотосалон продолжил работу как государственное учреждение. Но для знаменитой династии эти годы стали роковыми: Александр Булла был отправлен в ссылку, а его брат Виктор расстрелян. Сотрудниками НКВД в ходе обысков были конфискованы тысячи негативов, накопленных за десятилетия творческой, кропотливой работы. Часть из них варварски уничтожили. Уцелевшие негативы по сей день находятся в коллекции Государственного фонда кино-фотодокументов.
Знаменитая фамилия была забыта, но фотоателье на Невском 54 продолжало свою работу. Даже период Великой отечественной войны и Блокады Ленинграда не стал исключением. В послевоенные годы «Фотография №1» стала популярным центром семейной и портретной фотографии. В альбомах тысяч петербуржцев снимки, сделанные в этой мастерской, занимают почетное место.
К 300-летию города в фотосалоне провели масштабную реконструкцию. Воссоздали стеклянный купол, который возвышался над зданием до революции. Сейчас в обновленных помещениях функционирует Фонд исторической фотографии, в задачу которого входит популяризация отечественной фотографии 19 и первой половины 20 века. Здесь же работает музей, и проводятся различные выставки.
Как и старинные фотографии, фотоателье Карла Буллы хранит память о тех людях, которые жили, любили и творили в разные эпохи в его стенах. История его полна славных и трагических событий. Прошли годы, но здесь, как и прежде, совершается чудо: останавливается и замирает на фотографиях время, чтобы через много лет будоражить воображение и воскрешать давно минувшие дни в нашей памяти.
|