Иван (Джованни) Петрович Витали родился в 1794 году в семье итальянского скульптора-лепщика, всю свою жизнь прожившего в Петербурге. С детский лет ребенок был окружен красивыми вещами, вылепленными его отцом. Чуть позже мальчика стали брать в часы работы в мастерскую отца, и однажды он, вернувшись после очередного трудового дня, вылепил по памяти статуэтку, над которой работал отец.
В это же время открылась мастерская Агостино Трискони, и мастер стал давать Джованни частные уроки. Очень скоро Витали превратился из ученика в помощники, а затем и в заместители Трискони. А в 1818 году Агостино отправил молодого помощника в Москву, где он должен был стать руководителем филиала мастерской Трискони.
В бывшей столице юного мастера ожидал большой объем работы, ведь как раз в это время златоглавую отстраивали заново после Кутузовского пожара. Таким образом, Иван Витали смог хорошо поупражняться в чеканном деле, лепке, скульптуре и декоративной пластике. В Москве Витали обрел друга и помощника в лице карла Брюллова, который в благодарность за временное пристанище (жил в квартире Ивана некоторое время), помог ему получить серьезный заказ на оформление Исаакиевского собора. А это означало долгожданное возвращение на родину – в Петербург.
Трудился Витали над оформлением храма около 15 лет. За этот период времени мастер и его ученики (Витали в качестве профессора преподавал в Академии) создали более 300 статуй, барельефов и композиций для фонтанов. Кроме этого, именно он занимался отделкой дверей и купола собора, украшал арки. За успешную работу над украшением собора Иван Витали получил орден Св. Анны третьей степени.
В 1850 году скульптора приглашают занять весьма почетное место при Императорском Эрмитаже – придворный скульптор. Это повышение дало Витали возможность создавать бюсты и статуи великих монархов, которые по сей день радуют своей красотой и поразительным портретным сходством.
В 1852 году Витали создает одну из самых значительных скульптур позднего периода своего творчества – мраморная «Венера». Работа была выполнена так искусно, изящно и правдоподобно, что мастеру решено было присвоить орден Св. Анны второй степени.
Умер скульптор на своей даче в 1855 году, так и не увидев завершение строительство Исаакиевского собора.
|