На площадь выбежав, свободен
Стал колоннады полукруг, —
И распластался храм Господень,
Как лёгкий крестовик-паук.
Именно так - легкость и свобода - отметил О.Мандельштам главное в Казанском соборе. Раскрытая в сторону Невского проспекта величественная колоннада в 96 колонн напоминает и распахнутые объятия друга, и могущественные крылья огромной птицы. Собственно эта колоннада и является архитектурным «козырем» Казанского собора. С одной стороны, она призвана напоминать величие собора Святого Павла в Риме (самый крупный храм католицизма), к чему стремился Павел I.
А с другой, колоннада Казанского собора как бы выбивает храм из канона культового сооружения, где главную композиционную роль отводят купольной части строения. Именно колоннада собора, выходящая своими «крыльями» на центральную магистраль С.-Петербурга – Невский проспект и закрывающая собой собственно храмовую часть строения, как будто добавляет этому культовому строению «светского» лоска (недаром в СССР Казанский собор превратился в музей).
Интересно, что в генеральном плане архитектора Воронихина была задумана еще и вторая колоннада, которая, увы, не была воплощена. Между тем, Казанский собор и так воспринимается «симфонией в камне» - соразмерность и выразительность всех его пропорций и объемов поражает легкостью и цельностью, полнейшим гармоническим совершенством.
Интересен факт, что сам изящный купол Казанского собора был выполнен из цельного кованого железа, а иконостас главного придела был облицован серебром, добытым у французов в 1812 году донскими казаками. Это серебро в размере 40 пудов передал собору М.И.Кутузов, кроме иконостаса оно пошло на украшение киота главной святыни Казанского храма – иконы Божией Матери. Эта икона Казанской Божией Матери имеет огромнейшее значение для всей России (она является покровительницей дома Романовых), а в столичном граде Петра ее почитание всегда было на должной высоте. Известно, что сам Петр повелел доставить из Москвы список с этой чудотворной иконы и хранился он потом рядом с самим домом самодержца в часовне на Петроградской стороне. Затем специально для нее и стали строить храм. Первая церковь Рождества Пресвятой Богородицы по приказу Анны Иоанновны стояла на углу Невского и нынешней Казанской улицы. Затем уже по велению Павла I начались работы над современным Казанским собором – в 1801 году.
Интересно, что амбициозный император Павел устроил в 1799 году конкурс на наилучший проект величественного собора для столь значимой русской святыни, где вторым условие (после схожести с собором Св. Петра) было соблюдение национального приоритета во всем («возвести Казанский собор только силами русских мастеров и только из русских материалов»).
Еще интереснее, что выиграл конкурс бывший крепостной графа Строганова, которого этот граф выпестовал своими руками – дал образование, ввел в художественные круги и всегда заботился о его жизни. А.С.Строганов был в то время известным меценатом и тонким знатоком изящных искусств (ставшим затем президентом Академии художеств) и в случае с крестьянским сыном Воронихиным, его интуиция на талант неизвестного никому архитектора сработала беспроигрышно.
Павел одобрил проект, и через 10 лет в 1811 году 1 января состоялось освящение Казанского собора. Он обошелся государевой казне в 4.7 млн. рублей, а А.Н.Воронихин за этот грандиозный труд был удостоен Святого Владимира 4–ой степени.
После победы в войне 1812 года, Казанский собор стал неповторимым памятником русскому оружию: в склепе северного придела был захоронен М.И.Кутузов, в самом соборе собраны трофеи этой великой победы, а перед Казанским собором разбита площадь-сквер с фонтаном и памятниками великим военачальникам России - М.И.Кутузову и М.Б.Барклаю-де-Толли.
|