Антон Антонович Дельвиг в Царскосельском лицее нашел друзей на всю жизнь. Особенно тесные отношения у него были с А.С. Пушкиным и В.К. Кюхельбекером. К учебе он подходил без энтузиазма, исключение составляла отечественная словесность. Первые литературные опыты были удачны. Его произведение было опубликовано уже тогда, когда товарищи по лицею только начинали читать друг другу свои стихи.
Обрусевший лифляндский барон Дельвиг после смерти своего отца на вопрос, сколько имеет крепостных, честно отвечал, что не имеет их вовсе. И ему приходилось сталкиваться с финансовыми затруднениями. Местами его службы были Департамент горных и соляных дел, канцелярия Министерства финансов, работа в Публичной библиотеке. Но его флегматичность вызывала нарекания со стороны начальства. Усердия он не выказывал и еще с лицейской поры, скорее, культивировал за собой славу рассеянного увальня. При этом обладал богатейшим воображением, живостью ума и независимостью поведения.
В 1819 году составилось дружеское сообщество «союз поэтов». В него вошли Пушкин, Кюхельбекер, Дельвиг и Е.А. Баратынский. Позднее к ним присоединится П.А. Плетнев. Тема беззаботного наслаждения жизнью дала повод противникам называть их «вакхическими поэтами». Они были очень разными, но каждый обладал духом религиозного и политического вольномыслия. Эта была почти открытая оппозиция к тому режиму, который господствовал в России. Дельвиг не входил в тайные общества, не вел политической деятельности, но казнь пятерых руководителей восстания декабристов переживал мучительно и был одним из немногих, кто присутствовал на ней. В его письмах можно найти резкое осуждение заговора, но Дельвиг точно знал, что они перлюстрируются. И опасался за адресатов - Баратынского и Пушкина.
Еще 1824 г. Дельвиг начинает работу по созданию собственного альманаха «Северные цветы», который изначально вступает в конкуренцию с «Полярной звездой». Новое издание и дом Дельвига становятся неким организующим центром для российской литературы. Антон Антонович тайно, через посредников, налаживает переписку с Кюхельбекером, пишет ссыльному Ф.Н. Глинке. Позже в «Литературной газете» он будет печатать анонимно Н. и А. Бестужевых, Кюхельбекера, Рылеева, А. Одоевского.
Постепенно к Жуковскому, Вяземскому, И.И. Козлову, Баратынскому, Гнедичу, Ф. Глинке, Языкову присоединяются свежие силы. В их числе молодые литераторы из Москвы и новое поколение лицеистов. Сюда же приходит Гоголь. Кружок Дельвига справляется с тем, что под силу литературному обществу. При этом литературу здесь не культивируют специально, как было принято тогда в аристократических салонах, она - основной предмет обсуждений. За Дельвигом признается право наставника молодежи на литературном поприще. Возвратившись в 1828 г. в Петербург, Пушкин сразу же становится в этом кругу одним из идеологических руководителей.
«Северные цветы» настолько обеспечены материалом, что возникает идея издания газеты. С первого же номера (январь 1830 года) она вступает в споры с «Северной пчелой» и «Московским телеграфом». Уже в ноябре «Литературную газету» закрывают. После вновь разрешают ее открытие, но шеф жандармов Бенкендорф настаивает на смене редактора (им становится О.М. Сомов).
Руководитель III отделения основывался на доносах и был твердо убежден, что кружок Дельвига представляет собой собрание людей, настроенных против правительства. За крамольные публикации он грозил всем Сибирью.
Поведение барона Дельвига было таковым, что Бенкендорф был вынужден извиниться за грубость, но при этом только укрепился в своем мнении.
Что именно послужило причиной смерти Дельвига, сказать сложно. Возможно, переживания за судьбу своего детища – «Литературной газеты» и друзей-единомышленников, или личная драма, причиной которой было недостойное поведение его супруги. Но очередная простуда оказалась последней, и за несколько дней Дельвиг угас. Это привело к распаду кружка и «союза поэтов». Пушкин писал:
«И мнится, очередь за мной,
Зовёт меня мой Дельвиг милый,
Товарищ юности живой,
Товарищ юности унылой.
Товарищ песен молодых,
Пиров и чистых помышлений,
Туда, в толпу теней родных
На век от нас ушедший гений».
Немногочисленные творения этого поэта до сих пор по достоинству не оценены и до конца не изучены, но нет человека в России, который бы не слышал романса «Соловей», музыку для которого написал композитор Алябьев, а слова – Антон Антонович Дельвиг.
|