Кунсткамера, как собрание всевозможных редкостей, изначально была задумана Петром I для просвещения всех желающих. Диковинки и артефакты, старинные и редкие вещи свозились к русскому царю со всей России и из-за границы, да и сам Петр привез из своих многочисленных поездок немало ценных экспонатов для своей коллекции. Коллекция эта вскоре настолько разрослась, что стала вытеснять из царского дворца его обитателей, и было принято решение о поисках специального здания для ее размещения.
Следующим местом обитания собрания удивительных экспонатов стали так называемые «Кикины палаты», особняк опального вельможи Кикина. Но люди не спешили наведываться в это подозрительное место, да и расположено оно было на окраине. После открытия Кунсткамеры в Кикиных палатах в 1719 году Павел Ягужинский предлагал сделать вход в экспозицию платным, но императору лучше были ведомы настроения и мотивы его подданных. Поток желающих приобщиться к науке и знаниям значительно увеличился после того, как царь приказал раздавать всем пришедшим по чарке водки, кофе для непьющих и по бокалу венгерского вина для знатной публики. Говорят, многие дамы даже стали жаловаться, что их супруги по целым дням пропадают в Кунсткамере.
Окончательным «местом прописки» Кунсткамеры стал Васильевский остров, куда первый российский музей переехал в 1927 году. Согласно легенде, место для строительства выбрал сам Петр Великий, увидев на берегу Невы две удивительно сросшиеся ветвями сосны. Необычные деревья пополнили коллекцию Кунсткамеры, а на том месте, где они росли, было заложено новое здание музея.
На протяжении всей истории Кунсткамеры от ее основания вплоть до наших дней музейные сотрудники жаловались на присутствие призраков и иных потусторонних сил. Это и неудивительно, ведь кроме человеческих эмбрионов, необычных скелетов и прочих уродливых экспонатов, когда-то принадлежавших к роду людскому, здесь собрано множество амулетов, талисманов, предметов культа разных народностей с различной энергетикой. Стоит ли упоминать, что и призрак казненного Кикина не раз навещал Кунсткамеру, пока она располагалась в его бывшем доме?
Рассказывают совсем уж необычные истории о предметах, тени которых перемещаются сами по себе, о какой-то бронзовой кошке, которая однажды подмигнула особо шустрому и смелому студенту, оставшемуся «на спор» в одной из кладовых Кунсткамеры на ночь. Надо ли говорить, что студента никто и никогда больше не видел? Широко известна история о призраке двухметрового гиганта, чей скелет хранится в музее еще со времен Петра. В постреволюционной суматохе череп от скелета был утерян и обиженный призрак стал допекать живых своими ночными бдениями, покуда какой-то сообразительный служитель не приставил скелету чужой череп. После этого призрак Николя Буржуа обрел покой.
Есть и курьезные истории: однажды из музея пропала голова казненной еще при Петре английской шпионки и детоубийцы Марии Гамильтон, причем вместе со спиртом, в котором она хранилась. Пропажу спирта объяснили вполне обыденно: наверняка кто-то употребил его по прямому назначению, а вот в краже головы сразу обвинили английских моряков, чей корабль стоял тут же на якоре. Моряки долго не отпирались и пообещали вернуть голову Марии. И пропали на целый год. Правда, после они вернулись и привезли сотрудникам музея целых три мужских головы «басмачей». Обмен был признан равноценным.
Легенды – легендами, но если во время дневного посещения Кунсткамеры посетителям становится жутковато при осмотре некоторых экспонатов, что уж говорить о ночном времени, столь любимом призраками и прочей нечистью!
|