Появление киноленты "Маскарад" в творчестве режиссера Сергея Герасимова для большинства критиков стало довольно неожиданным. Во всех его предыдущих работах, таких как "Комсомольск", "Учитель", "Семеро смелых" и других Герасимов заявил о себе, как об основоположнике нового прозаического направления в киноиндустрии, для которого характерны тщательное изучение психологии людей, подробное описание их быта и повседневной жизни. И вдруг появляется лермонтовская драма с напряженной духовной борьбой, порывами всепоглощающих страстей, нечеловеческими страданиями, эмоциями, обостренными до предела. Появление такого контрастного поворота в творчестве режиссера и смелое следование своей внутренней художественной интуиции породили вневременной шедевр.
В экранизации кинофильма «Маскарад» вначале не планировались натурные съемки: у Лермонтова нет «уличных» сцен. Но, несмотря на это, Сергей Герасимов начал свой фильм с кадров, в которых изображена обширная пейзажная панорама Петербурга: Арбенин едет в открытой карете по широкой петербургской набережной. Кони мчат, а Петербург неподвижен. Он похож на театральную декорацию, павильон или, скорее, сказочное царство.
«О, как мне хочется смутить весёлость их
И дерзко бросить им в глаза железный стих,
Облитый горечью и злостью!»
Эти строки из стихотворения Лермонтова «1 января», стали эпиграфом к фильму. «Они», чью веселость «хочется смутить», — это не Нина и Арбенин. Это персонажи веселого петербургского маскарадного мира, в котором каждый прячет свое истинное лицо за маской, злословит, подслушивает и интригует: показывая этот мир, Герасимов описал не только лермонтовский Петербург, а и Ленинград в конце 1930-х — начале 1940-х годов. Арбенин с легкостью поверил в преступление своей жены, потому что знает: все в этой жизни призрачно, все — маскарад. Мрачный Арбенин мчится по Петербургу в игорный дом и этот город, темный, заснеженный и одновременно освещенный сказочным светом, как будто бы принадлежит не перу Лермонтова, а Гоголю: «Все обман, все мечта, все не то, чем кажется!»
"Решение поставить "Маскарад" вряд ли можно считать случайностью", - написал позже Герасимов. Ему были интересны незаурядные характеры, его волновали проблемы взаимоотношений личности с обществом, взятой широко, в философском аспекте.
Перед началом съемок Герасимов множество раз смотрел этот спектакль в постановке Александринки. Гениальный лермонтовский текст и блеск мейерхольдовской постановки пронизывали его до дрожи в теле. Однако Арбенина он представлял немного другим. Был ещё и другой повод снять «Маскарад»: близилась памятная дата - сто лет со дня гибели Лермонтова. Поэтому неудивительно, что желание Герасимова поставить "Маскарад" поддержали. Показ фильма должен был состояться после торжественного заседания в Большом театре.
Перед режиссером встала трудная задача – необходимо было переделать драматическое, написанное в стихах, произведение на понятный всем язык кинематографа, а также найти соответствующий эквивалент для неизбежных текстовых сокращений. Герасимов пришел к самому правильному решению: все длинные диалоги, непостижимые в кинематографе, заменялись "простыми физическими действиями", внутрикадровым монтажом, придавая естественность и правдивость поведению героя.
Все эти действия проводились очень тактично, не снижая поэтического звучания. Актерские мизансцены снимались в больших декорациях, предоставляя простор артистам и позволяя использовать широкие движения камеры. По проекту художника из «Ленфильма» Семена Мейнкина была построена анфилада богато обставленных пустынных комнат, которые подчеркивали одиночество Арбенина. Кстати, через год, во время блокады Ленинграда, в этих неразобранных декорациях талантливый художник Семен Мейнкин и умер.
В завершающих кадрах фильма Сергей Герасимов использовал очень выразительную мизансцену, когда лишившийся ума Арбенин, проходя через анфиладу, закрывает за собой двери - одну за другой, как будто желая продлить прощание с жизнью, а траурные черные банты, завязанные на дверях, появляются на месте, где только что было его лицо.
Фильм снимал один из светил операторского искусства, мастер светотени и экранных психологических портретов Вячеслав Горданов, который прославился своей работой в фильмах "Петр Первый" и «Гроза».
Над музыкальным оформлением "Маскарада" талантливо потрудился Венедикт Пушков - неизменный сподвижник режиссера в его первых звуковых фильмах, в частности, автор знаменитой мелодии "Лейся, песня, на просторе...". Композитор уловил общий замысел киноленты. Тревожный и скорбный романс Нины, элегический пленительный вальс, экосез и мазурка добавляют тонкие нюансы к характерам героев, создают неповторимый эмоциональный мир в лермонтовской драме.
Мизансцены, декорации, операторская работа, музыка – все это имело огромное значение для постановки «Маскарада», но успех фильма все-таки очень зависел от исполнителя роли Арбенина. В декабре 1940 года на киевскую киностудию, где завершалась работа над картиной "Богдан Хмельницкий", приехали представители из "Ленфильма", для того, чтобы пригласить на роль Арбенина артиста Николая Мордвинова. Для актера это стало полной неожиданностью. Выйти из образа гетмана Запорожской Сечи и войти в образ главного героя "Маскарада" – было довольно трудным заданием, однако достижимым. Мордвинов сразу прочувствовал своего героя, Арбенина он затем играл и в Театре им. Моссовета. Последний выход на сцену также был в гриме Арбенина – за 16 дней до смерти. Роль Арбенина принесла ему не только всесоюзную славу, а и высшую награду - Ленинскую премию (1965).
Знакомство Мордвинова с Герасимовым состоялось в феврале 1941 года. Режиссер не был знаком с творчеством артиста, пригласив его по совету друзей. В некоторых деталях их взгляды на Арбенина не совпадали, однако они все же нашли общую точку зрения. Оба они решили принять новое чтение лермонтовского произведения, стремясь освободить Арбенина от традиционного театрального образа.
В Арбенине они видели совсем не демоническую натуру, а скорее человека, обладавшего одновременно гордым умом и трепетными чувствами, одаренного способностью анализировать свою жизнь и делать горькие и порой беспощадные выводы. Он имел непримиримый конфликт со светским обществом, хотя и был частицей этого общества, связанной с ним невидимыми нитями.
В какой-то миг он находит духовное возрождение, полюбив Нину, находя в ней гармонию, воплощение чистоты и нравственный идеал. Однако, пропажи ее браслета и появившихся мыслей об измене оказалось вполне достаточно, чтобы навсегда разрушить с трудом найденное счастье.
Кинематографический замысел требовал точной психологической характеристики и правильного пластического решения. Для Арбенина очень долго подбирали грим. Артист перемерял десятки разных париков. Довольны были все, кроме Мордвинова. Художник-гример Антон Анджан, создавший грим для Чапаева и Петра Первого, спросил Мордвинова, каким он видит Арбенина. На что тот ответил: "Орел с подбитым крылом. Летел, парил, и вдруг крыло повисло, и летит он кувырком на землю, и понимает, что через миг - смерть, но сделать ничего не может..." Немного подумав, Анджан слегка опустил прядь волос на лоб. И вдруг, как по мановению волшебной палочки, в портрете Арбенина появился трагизм.
Столь важное для актера перевоплощение в героя и глубокое ощущение образа произошло у Николая Мордвинова в первый же день съемок. Режиссер нашел незабываемым пролог к фильму, когда в коротком натурном эпизоде Арбенин едет через вечернюю Сенатскую площадь в игорный дом. Совсем немного в киноиндустрии можно встретить подобных примеров такой мгновенной и образной экспозиции. В прологе использовано всего пару обзорных планов: два раза сняты крупным планом взмыленные головы коней, трижды - общий план проносящихся по Сенатской площади саней и всего два раза в кадре был крупный портрет Арбенина.
Скульптурно выразительные черты лица актера и художественное решение эпизода: резкие перемены света и теней вперемешку с мельканием встречных фонарей, а также напряженный драматизм музыки подняли эти первые статические портреты героя до общего осмысления его образа в целом. Арбенин имел сосредоточенное, спокойное лицо, да и сам он казался спокойным - кутался в бобровый воротник, придерживая рукой цилиндр, и лишь глаза выдавали душевное волнение.
Еще один натурный эпизод был включен в фильм самим режиссером. После выяснения отношений героя с женой, последовал проезд Нины в имение к баронессе Штраль. Этот эпизод выглядит несколько своеобразно, за счет контраста с начальным кадром. Зритель видит ту же набережную Невы, только днем: лошади бегут неторопливо, вокруг очень мягкое и спокойное освещение. Крупным планом снято лицо Нины, слегка грустная улыбка, застывшая на нежном лице. Роль Нины досталась Тамаре Макаровой. Она сыграла свою героиню очень мягко и лирично, окрасив ее образ пастельными тонами.
Силуэт Арбенина в доме Энгельгардта появляется темным пятном на ярком фоне беснующейся маскарадной толпы. С первых же кадров сцены маскарада резко подчеркивается его отчужденность в этом пестром сброде. Герой идет по длинному залу, совсем не замечая офицеров в мундирах и кружащихся в вальсе дам в белых платьях.
Близится финал. Поседевший Арбенин стоит у колонны, он грустно наблюдает за танцующей вальс Ниной, словно прощаясь с ней. Насмешливое любопытство проходящих и их колкие взоры возвращают его в мрачную реальность. Как в полусне, слегка пошатываясь и крепко сжимая в руках перчатки, он медленно идет по опустевшему залу. Нина в это время поет изумительный романс, написанный специально для «Маскарада» Венедиктом Пушковым. Арбенин неслышно приближается к роялю. "Что ж, продолжайте...", - говорит он Нине, и слова его звучат, как мольба, точно он хочет вернуть невозвратное.
В этих сценах, праздничных по колориту и массовых по характеру, режиссер и актер смогли выразить трагическое одиночество героя. В момент смерти Нины Арбенин признается ей, что подал ей на балу яд. После ее речей он теряет власть над своими чувствами. Маска сброшена, он рыдает, патетика классических текстов переходит в неподдельную искренность человеческих чувств.
Мордвинов позднее отмечал в дневнике: "Я изматываюсь, плачу и волнуюсь, как будто все, что происходит, на самом деле происходит лично со мной, как будто бы решается моя судьба. Я перестал отличать, что Арбенина, а что мое. Иногда бывает очень тяжело, кажется, что я всерьез медленно схожу с ума".
Остальные персонажи фильма, как бы талантливо они ни были воплощены, лишь составляют фон для Арбенина. Очень хорош, восхитительно пуст и чарующе изящен в роли князя Звездича артист Малого театра Михаил Садовский. Благодаря точным портретным характеристикам и колоритным деталям, отлично запомнились образы баронессы Штраль (С. Магарилл), Казарина (А. Панкрышев) и Шприха (Э. Галь).
Роль Неизвестного сыграл сам режиссер – Сергей Герасимов. Режиссеру удалось создать образ разуверившегося в жизни, опустошенного человека, который был движим лишь одной целью - фанатической жаждой мести. Неизвестный просто страшен в финале кинофильма, когда он радостно упивается страданиями Арбенина. Мелодраматизм в игре режиссера резонирует с трагедийной атмосферой фильма.
Сергей Герасимов весьма удачно подобрал актеров для эпизодических ролей. На многих лицах гостей на балу, участников маскарада, можно прочитать их судьбы и характеры. Все они являются тем окружением, в котором так задыхался Арбенин.
Кинофильм «Маскарад» был готов через три с половиной месяца. Съемки были окончены в последний мирный день лета - 21 июня 1941 года. Фридрих Эрмлер позже сказал, что "Маскарад" – это "лебединая песня довоенного "Ленфильма". Разумеется, никаких лермонтовских торжеств уже не было, а в кинотеатрах «Маскарад» появился 17 сентября 1941 года. Несмотря на войну, фильм имел огромный успех у зрителей и почти два месяца не сходил с экранов кинотеатров. Его много раз показывали на фронте, но широкого общественного резонанса тогда не имел, и это понятно: отсутствовали рецензии критиков в прессе, да и реклама была очень скромной. Война напрямую коснулась фильма - самолет, в котором пересылался негатив "Маскарада", вылетел из Ленинграда в Москву, но был сбит. Благодаря усилиям киностудии были сделаны контратипы и фильм спасли.
Прошло уже больше 70 лет, но жизнь киноленты продолжается. Романтически-трагедийный, блистательный "Маскарад" не позабыт – его показывают по телевидению и продают на компакт-дисках в серии «Классика отечественного кино».
|