Адам Адамович Менелас – это одна из наиболее загадочных персон петербургской культуры. Фамилия его достаточно необычна для Британии, откуда он родом, да и происхождение с родом деятельности до приезда архитектора в Россию покрыты мраком.
А вот уготованный зодчему поворот судьбы и его превращение из «сводного дела» мастера в архитектора императорского двора напоминает скорее романтическую легенду, чем жизнь реально существовавшего человека.
К превеликому сожалению, сведений о семье и месте рождения Адама Адамовича не сохранилось. Ховард Колвин, английский исследователь, полагает, что зодчий происходил из семьи строительных подрядчиков в Глазго, хотя сам архитектор утверждал, что является уроженцем Эдинбурга. Не сохранилось и данных о дате его рождения: скорее всего, мастер родился в 1748 году, хотя исследователи называют также 1749 и даже 1756 год.
Творческая карьера архитектора совсем не напоминает традиционный путь художника. Чем только не занимался в своей жизни Менелас: устраивал сады, искал уголь, проводил опыты в сфере землебитного строительства, занимался гидростроением. Приехав в Россию, мастер смог не только обогатить свою вторую родину интересными памятниками архитектуры, но и способствовал экономическому процветанию и техническому прогрессу державы.
В Санкт-Петербурге зодчий оказался совершенно случайно, по объявлению Чарльза Камерона, занятого постройками в Царском Селе, который был неудовлетворен своими помощниками, а поэтому разместил объявление о наборе каменных дел мастеров в эдинбургской газете. Однако приехавших специалистов оказалось слишком много, поэтому уже через год Менеласа определили к Николаю Львову для поиска угля. Так в 1786 году архитектор оказался в Боровичах.
И хотя уголь там нашли в том же году, добывать его стали лишь через 11 лет, поэтому познания шотландского мастера в области строительства Львов использовал при возведении усадеб поблизости города и кафедрального собора Бориса и Глеба в Торжке.
В 1794-95 годах архитектор работал над строительством собора св. Иосифа в Могилеве, а в конце 96-го в карьере Адама Адамовича наступает переломный момент: получив благосклонность нового монарха, мастер участвует в разнообразных проектах и перемещается по всей России. Так, на рубеже веков, он строил резиденцию гетмана Кирилла Разумовского в Батурине, усадьбу и церковь в Яготине, дом на Гороховом поле в Москве, а также усадьбу Горенки, прославленную в Европе Джоном Лаудоном.
В 1813 году Менелас становится членом Строительного комитета Министерства внутренних дел, а также архитектором семьи Строгановых, для которых он построил грандиозную усадьбу в Марьино, на реке Тосна, где было организовано огромное число каналов, водопадов и прудов, прихотливо расположенных на территории огромного парка.
Активность зодчего поражает: он участвовал в строительстве дома Кочубея, разбивал парки, работал над устройством ландшафта в Царском Селе, а также над проектами Арсенала, Белой башни, Ламского павильона, Слонового павильона, Пенсионерских конюшен, Оранжереи, зданий фермы и искусственных развален храма Шапель.
Еще одним крупным творением Адама Адамовича является парк Александрия в Петергофе, в создании которого мастер учел особенности местности, почву, климат и другие обстоятельства.
Последним созданием Менеласа стала Капелла, выполненная в готическом духе и посвященная Александру Невскому. И хоть она была завершена уже после смерти мастера, в 1834-м, она достойно увенчала карьеру архитектора, проделавшего путь от углекопа до одного из наиболее известных зодчих России и законодателя придворной моды.
|