А кто, как говорится, автор всех этих культурологических мифов о Северной столице? Разумеется, народ. Ищи – кому это выгодно – как декларируют известные сыщики…
А кому были «выгодны» эти истории о страшном городе на болотах и костях, о жутчайших наводнениях и бесплодных погибельных местах?
Как ни странно, петербургская мифология была нужна всем общественным группам того (да и не только того) времени, всем сословиям и даже религиозным конфессиям.
Например?
Петербург - город императора Петра!
- Чем не блестящий придворный миф о величие и могуществе первого русского самодержца.
- И в то же время – он очень удобен и врагам царя: ну как же, именно Петр виноват во всем, а несчастный русский народ – его безмолвная жертва.
Столица стоит на болоте?
- Прекрасно! Вот что значит сила духа и имперское величие - кто еще мог бы здесь поставить такой Парадиз?
- Только ненормальный правитель может устроить такое – ставить столицу посреди топи! Только император-антихрист и мог затащить Русь православную в такую погибель…
Город построили на костях?
- Зато какое загляденье сотворили! Какая красота – этот Петров Парадиз!
- Да уж, перебили, больше, чем в любой войне, а построили невесть что…
Можно отметить, что ко всякому мифу о Санкт-Петербурге можно «отыскать» близнеца-антипода, то есть любую историю об этом городе можно легко «вывернуть наизнанку» и подать с точностью до наоборот.
Кому и для чего нужна такая мифология?
Мифы сопровождают всю историю нашей Северной Пальмиры, они необычайно красивы и поэтичны. И цель у них одна – прославление того, что стоит ныне на невских берегах. Причем, не простое такое лирическое прославление, а целый гимн даже с привлечением потусторонних или высших сил. Вот, к примеру, классическая история о заложении Петербурга, когда аккурат 16 мая 1703 года император Петр устанавливает на Заячьем острове что-то наподобие будущих въездных ворот в свою столицу. В тот же миг в воздухе неизвестно откуда появляется орел и опускается на эту перекладину. Петр снимает царь-птицу, сажает себе на руку и входит вместе с ней в эти ворота, т.е. в пока еще непостроенный город.
Ну, каково? Обрыдаешься от умиления… Император и царь-птица, прямо посланник самих небес, символ свободы, величия и т.д. Тут уже любому понятно – речь идет о благословении самого Провидения на все Петровы начинания…
А что мы имеем в реальности?
Факты:
- Петр отсутствовал на этой закладке, его не было на Заячьем острове в период с 11 по 20 мая…
- Орлов в устье реки также никогда не было. Вообще…
А если мы и этому красивому мифу антипод подыщем? Что получится? Кто может властвовать над животными и птицами? Кому и кем такое право дано? Только святому и только Богом. Но Петр – в обнимку со своими женщинами, пьяный и буйный – это разве святой? Тогда кто еще мог дать такую силу? Ясно - кто, и ясно - кому….
Еще вот что интересно. Весь этот комплекс петербургской мифологии необычайно пластичен. Мы уже видели, как содержательное наполнение его может трансформироваться в практически противоположные смыслы. Но эти мифы были нужны и самому Петру, и его последователям, и его противникам – не только из-за их текучести и «гибкости», но еще потому, что они чрезвычайно легко были заменяемы на другие легенды или дополняемы новыми «сказаниями».
Жизнь мифов продолжается…
Мы выяснили, что причиной появления основных мифов о Санкт-Петербурге было отчаянное нежелание всех жить в этом городе и строить его дальше.
Но поражает то, что с концом эпохи великого самодержца весь «комплект» петербургской мифологии не исчез. К 19 веку на невских берегах раскинулся грандиозный Парадиз, которому эти «старые» истории не то, чтобы не мешали, а оказались очень даже нужны! Они «обросли» новыми нюансами, подробностями и прочно поселились в культуре страны – в ее литературе, искусстве. Но! Главное: они приобрели незыблемый статус истины, которая с радостью принималась, передавалась и почиталась.
А вот откуда возникла потребность в таких истинах - о жизни на костях, о гиблом месте, о невозможной жизни на этой территории – это уже вопрос не к мифам, а к философии этой города, идеологии (своду основных идей) его горожан и власти….
|