Еще одна часть общекультурной мифологии Северной столицы трагически повествует о том, что при строительстве Петрова «детища» погибло просто невероятное количество рабочего люда. Как говорится в одной книжке, дескать, совсем неизвестно чего больше в земле этой – просмоленных строительных свай или костей человеческих? По данному мифу выходило, что гибли здесь и русские работяги, которых согнали сюда со всей империи и пленные шведы.
Наша история знает подобные заключения, сделанные даже именитыми учеными. Например, историк Соловьев говорил о «большом числе строителей», погибшем при постройке города, а Ключевский и вовсе пишет, что, дескать, сложно найти в общей истории какое-нибудь побоище, погубившее больше бойцов, нежели полегло строителей Петербурга и Кронштадта.
А все-таки сколько?Интересно, что при всем обилии «подтверждающих» этот миф «фактов» конкретных цифр в них нельзя найти. Исследователь Пушкарев озвучивает лишь приблизительное количество, мол, значительная часть из тысяч и тысяч строителей петровского Парадиза становились жертвами тяжелой работы, жутких болезней, дурного климата и т.д.
Дореволюционные издания по русской истории также не содержат никакой конкретной информации о смертности рабочего люда. Сложно представить, что она отсутствует там из-за царской цензуры на запретную тему…
Послереволюционные работы однозначно правильно настроены на демонстрацию героизма простого народа и жестокости царизма, тут и цифры появляются соответствующие – до 100 тыс. человек.
Но, что забавно, самые большие цифры о погибших при строительстве новой российской столицы называют …. шведы.
А что же книги и классики?
Художественная литература тоже не остается в стороне этой темы. Петербург «построен на костях» - это уже истина, но вот количество невинно пострадавших зависит лишь от личного отношения литератора к личности Петра, к его реформам, да и к существовавшей тогда форме правления – монархии или деспотии (кому как ближе).
Например, возьмем «День Петра» А.Толстого 1909 года. Если смотреть, а уже тем более сравнивать со сталинским «заказом» на нужный образ императора («Петр I» - 1945г), то несоответствие налицо. Ну а как же? Правильный царь, правильные и героические достижения, короче, правильная история страны.
Для этой цели «иногда» использовались и совсем невероятные истории. В романе «Россия молодая» (Ю.Герман), например, речь идет просто о заимствовании эпизода из чужой истории и «модернизации» его под отечественную стилистику. Суть его такая. Русских пленных (Северная война) Карл 12 повелевает «изуродовать» - отрубить руки, оставив на одну сотню таких калек одного однорукого человека, чтоб он смог увести остальных обратно в Россию. Петр же, прознав о таком жестоком коварстве, повелевает ставить этих одноруких ефрейторами, а безруких выставляет напоказ своему войску для поднятия боевого духа своих солдат.
Что в данном случае послужило историческим «исходником»? Факт византийской истории 11 века, когда другой император (Василий) приказывает ослепить плененных им болгарских воинов, также оставляя на сотню калек одного зрячего и на десяток одного кривого, т.е. с одним глазом.
Вот так тоже можно писать романы по родной истории….
Что же реальные факты?В действительности мы здесь имеем «прозу жизни» вместо поэзии кошмаров и эпоса фантастики. Известно, что в период 1703-1717 гг. (совпадает с временем жизни императора-деспота) город отстраивался рабочими со всей страны. Но! Работа велась посменно – с мая по ноябрь в три смены. На каждую смену выходило по три месяца. Каждая смена состояла из 12-18 тыс. рабочих рук. Известно, правда, что сам государь требовал, чтобы такая смена состояла из 40 тыс. человек; хотя историки считают, что из этих 40 всегда число «больных», «умерших» и «убежавших» на деле было больше, чем реально приступивших к делу. К процессу постройки столицы были привлечены также крестьяне окружных деревень – они-то ведь вроде не должны были умирать из-за «непривычного» дикого климата?
Есть документ от главы городской канцелярии князя А.Черкасского от 1717 года. Там проходят следующие цифры – в этом году на 32 тыс. работающего люду числилось 3,2 тыс. кашеваров и 1000 больных. За год 1 тыс. заболевших? Это всего 3,1 %, причем не все же они таки умерли? Но интересен вывод вельможи - к труду надо привлекать вольнонаемную силу – ее ни кормить, ни лечить необязательно за счет «бюджета». Вот она новая истина! Считается, что с тех пор новую столицу стали строить свободные люди!
Так что с количеством погибших?
Может быть, миф «на костях» повествует о погибших горожанах? Не тех, кто строил Парадиз, а тех, кто населял этот «рай»?
Однако в 1710 году таких горожан в Северной Пальмире насчитывалось около 8 тыс. человек, к 20-ым годам население увеличилось где-то до 40 тыс.
Тем не менее, Петербург все равно относился к очень крупному городу, так как статистика давала вообще удивительные цифры. К тому времени городское население всей империи составляло всего 4% от всей численности страны. Исходя из таких соотношений 40 тыс. человек – это 12% всех горожан России. Чтобы «отработать» данные о смертности в десятки тысяч горожан, в столице должны были преставиться в течение нескольких дней – ВСЕ. Но такого мора, слава богу, не произошло. И во времена Петра, и после него здесь просто некому было умирать в таких былинных показателях - в «десятки» или «сотни тысяч».
Еще одно документальное свидетельство – доношение Синявина, датированное 1712 годом – содержит такие цифры: всего было послано в С.-Петербург 2,21 тыс.ремесленников, из которых сбежало 365 человек, умерло – 61, оказалось дряхлыми и непригодными – 46 человек. Видно – сбежавших много больше почивших.
Так как все-таки было дело?
Мы уже говорили, что вопреки желанию Петра, его столицу, тем не менее, строили свободные труженики. Большинство построек до 1725 возводились руками совсем не пленных шведов и не «даточных» людей, а большой группой оброчных крестьян, которые составляли тогда вторую по общей численности «страт» Петербурга, после военных. Такие крестьяне предъявляли соответствующие «покормежные» письма от своих помещиков и на этом основании имели право легального поселения в городе.
Но особенный интерес вызывает следующая категория строителей Парадиза, а именно: беглые люди. Известно, что беглых крестьян ловили в то время по всей империи, известно было даже жестокое наказание для всякого, кто примет таких беглецов к себе – порка кнутом, ссылка в Сибирь, лишение имений…
Так вот в стольном граде таких вот беглых будто «не замечали» и совсем не карали их «работодателей». Уж очень зримой была выгода от их свободных рук. И это невзирая не всю «нелюбовь» императора к свободе своих подданных и их независимости от его государства. Так что Санкт-Петербург действительно особый город – город, который стал первой «зоной свободы» в России и который действительно строили вольные люди.
А где тогда корни этого жуткого мифа?
Ну, очевидно, что «легенда о костях» сильно преувеличила реальные данные. Разумеется, люди гибли на этих строительствах, умирали и от болезней, и от климатических сюрпризов и проч. Но не в таких умопомрачительных цифрах все это исчислялось…
Тогда откуда что взялось? Первое и оно же, очевидно, главное – это нежелание наших соотечественников строить новую столицу и жить в ней. Отсюда все присказки о гиблом месте, о дурном климате, о безобразной почве, о тысячах погибших. Ну, как же, православные, разве можно жить в таких условиях?
Но все-таки можно попробовать назвать основные аргументы:
- Город возводился насильно, а этого, понятно, никто не любит. Значит, при желании и возможности можно – убежать, заболеть, а то и вовсе «сказаться покойником»
- Новый Парадиз действительно был неудобен для привычной жизни – сырой климат, местность низкая, дров маловато, цены на продукты – «запредельные» (почти в 3 раза превышающие московские). Это уже потом все поменялось с точностью до наоборот, а во времена Петра – ну очень некомфортно!
- При переселениях у людей обрывались все прежние социальные связи и привычки, отметалось, все, что было нажито, заработано, сформировано. Надо было все начинать заново, да еще и в окружении таких же «друзей по несчастью». Короче, всем известный образ новостройки… только в масштабах целого города.
С 1723 года царским указом начинается высылка в новую столицу московских дворян, она продлится несколько месяцев, по этому поводу заведут целое архивное дело в Сенате. В этих мероприятиях была даже предусмотрена опись имущества для тех бедолаг, кто попробовал ослушаться царского указа…
А теперь смотрите – раз уж дворяне не желали ехать в неизвестный и «мутный» край нового Парадиза и не представляли себе цели этой новой столицы? Что тогда говорить о простых смертных и о том, как простолюдины ухитрялись саботировать «высочайшее распоряжение»?
Вот кому и нужна была вся эта мифология и россказни об ужасах и страстях неизвестной грядущей жизни.
А вольнаемные? И им тоже такие расклады, разумеется, были на руку. В таких случаях «тарифы» на оплату работы как-то очевидно увеличивались…
Такая вот выходит игра цифр и фактов, идей и легенд….
|