Ипполит Антонович Монигетти трудился над созданием неповторимого облика Царского Села в сложный и противоречивый период, когда заново открывались, казалось бы, утраченные или забытые страницы европейского, русского и восточного искусства, поэтому сложившийся к тому времени архитектурный ансамбль требовал от него особой «деликатности» при работе с постройками предшественников.
Ипполит Мартин Флориан Монигетти (известный в России как Ипполит Антонович Монигетти) родился в Москве 2 февраля 1819 года в семье француженки и итальянца. Он «с похвалой» закончил курс в московском Строгановском училище, а затем поступил в Петербугскую Академию художеств на архитектурное отделение, где в то время преподавал известный профессор Брюллов.
Интересно, что уже со второго курса будущего зодчего всячески отмечали медалями, а в 1839 году его даже удостоили золотой медали второй степени за проект театрального училища.
После завершения учебы, Ипполит Антонович более 5 лет проводит за границей, изучая наследие прошлого, в особенности его заинтересовала архитектура Древней Греции и Древнего Рима.
В 1844 году Ученый совет Академии художеств ознакомился с серией рисунков средневековых, греческих и римских орнаментов, выполненных Монигетти, и отправил его продолжить начатое исследование в Париж, Каир, Константинополь, а затем в Италию.
Счастливый случай, произошедший в 1845 году, определил всю дальнейшую судьбу зодчего. Во время пребывания в Риме император Николай Первый решил ознакомиться с трудами пансионеров – среди прочих рисунков ему показали и акварели Ипполита Антоновича. Императору так понравилась работа архитектора, что он приказал Волконскому зачислить Монигетти архитектором в Царское Село по окончанию пансионерства.
Первой постройкой, которая была создана по проекту зодчего в царскосельской резиденции, стал Швейцарский домик для сторожей. Приблизительно в это же время, в 1848 году, по его проекту возводят также конюшни собственного царского выезда. К сожалению, эти здания не сохранились, однако их можно лицезреть на акварелях, выполненных Ипполитом Антоновичем.
Следующим проектом зодчего стала Турецкая баня, представляющая собой подобие небольшой мечети с минаретом, увенчанным полумесяцем и золоченым куполом. После открытия она использовалась по своему прямому назначению, а затем стала павильоном, где можно было расслабиться и отдохнуть.
После того как Монигетти стал придворным архитектором, он переделал дворцовые интерьеры в Зубовском флигеле Большого Царскосельского дворца. К сожалению, жалование мастера было невелико, поэтому он получил разрешение параллельно заняться возведением домов по заказу петербуржцев. Так, его руке принадлежит доходный дом Жербцовой, усадебный дом Воронцова, загородный дом князя Александра Александровича.
После вступления на престол Александра Второго работы по перестройке интерьеров в Царскосельском дворце стали более интенсивными. Одной из первых решено было реконструировать Парадную лестницу. Интересно, что созданная Ипполитом Антоновичем лестница, и ныне является главным входом в Екатерининский дворец.
Новое архитектурное решение Парадной лестницы произвело неизгладимое впечатление на императора, поэтому он удостаивает зодчего должности архитектора Высочайшего двора и дает новое задание – предоставить проект дворца императора в Ливадии.
Работ Монигетти не счесть: помимо творений в Царском Селе, Ипполит Антонович также сооружал дома для царскосельских жителей и Царскосельского городского управления, среди которых дача княгини Юсуповой, стилизованная под павильон «Эрмитаж», Юсуповский дворец, новые интерьеры для Аничкова дворца, домов князя Александра Александровича.
К сожалению, многое из того, что сделал архитектор, было полностью утрачено в годы войны, так как после революции 1917 г. его работы были признаны не представляющими художественной ценности. К настоящему времени полностью была восстановлена только Парадная лестница Екатерининского дворца, Турецкая баня и 2 мостика на Малом озере.
|